Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Героям посвящается. Девять историй о войне. Часть вторая 7 мая 2020

Игорь Иванович Чёрствый, начальник управления специальных экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилёвской области, подполковник юстиции:

— Семьи Чёрствых и Лисицыных отправили на поля сражений Великой Отечественной войны немало бойцов и офицеров. Среди них, к примеру, — родной брат моего деда Иван Яковлевич Черствый, уроженец города Быхов. Был заместителем командира 91-й стрелковой дивизии, полковник. За прорыв укрепленной немецкой обороны на Сивашском плацдарме (Крым) награждён орденами Отечественной войны I степени и Красного Знамени, за взятие города Митава — вторым орденом Красного Знамени. В 1947 году удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина, спустя шесть лет    — уже третьего ордена Красного Знамени. Окончил войну в Прибалтике при ликвидации Курляндской группировки фашистов.

Орден Красной Звезды и три боевые медали получила и другая родственница — Нина Анисимовна Ковалёва (Андреева), которая в 18 лет сама попросилась в Красную Армию и служила в 1264-м стрелковом полку 380-й Стрелковой Краснознамённой ордена Суворова дивизии. Победу она встретила в Берлине.

Моего деда Алексея Гавриловича Лисицына, родившегося 11 февраля 1917 года в городе Славгороде (в те времена Пропойск), призвали на службу в 1939 году. Великая Отечественная война для ефрейтора Лисицына началась 22 июня 1941 года. Он в качестве связиста, а затем посыльного, попал в состав 3-й танковой дивизии, отражал нападение фашистов на Ленинград.

После череды поражений дивизия, в которой служил мой дед, была отведена и переформирована в 225-ю стрелковую дивизию. Ему довелось участвовать в одних из самых кровопролитных боёв Великой Отечественной войны — на Волховском фронте, в районе города Новгород. Именно здесь, у деревни Мясной бор, происходило неудачное наступление, окружение и кровавый прорыв из окружения 2-й ударной армии. Советские войска неоднократно предпринимали попытки освободить Новгород и прорвать Ленинградскую блокаду, но долгое время безуспешно. Только при первом наступлении на город, рассказывал дед, в живых из батальона в 450 человек осталось лишь 15.

Алексей Гаврилович Лисицын (слева), Иван Яковлевич Черствый

Красноармейцы находились в сложных условиях, стояли в болотистой местности, на холоде, иногда — в прямом смысле слова — по пояс в воде. В феврале 1943 года войска 52-й армии Волховского фронта в составе четырёх стрелковых дивизий (65-й, 225-й, 229-й, 310-й) снова начали подготовку к наступлению под Новгородом. Стояла задача овладеть междуречьем рек Волхов и Малый Волховец и освободить город. Непосредственно на Новгород с плацдарма в районе населённых пунктов Родионово-Волотово наступала именно 225-я стрелковая дивизия. Форсировав реку Малый Волховец, части дивизии вышли к кладбищу – укрепленному пункту обороны противника. Лишь немногочисленным группам бойцов удалось прорваться через этот оборонительный рубеж, но все они погибли в боях на улицах города. Из-за больших потерь наступление войск 52-й армии на Новгород вынужденно прекратили. Долгожданное освобождение города состоялось только 20 января 1944 года в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции. Это стало важной частью Ленинградско-Новгородской стратегической операции, конечной целью которой было полное снятие блокады Ленинграда. За мужество и героизм, проявленные при освобождении Новгорода, пятьдесят воинских частей и соединений удостоены почётного наименования «Новгородских», в том числе 225-я стрелковая дивизия, в которой служил и мой дед.

С июля до глубокой осени 1944 года он участвовал в наступательных боях по прорыву северного участка оборонительного немецкого рубежа «Пантера» — врага гнали назад, освобождали территорию Латвии. Дед участвовал в Рижской наступательной операции, форсировал реку Гауя. За бои по освобождению Прибалтики награждён медалью «За отвагу». После Алексей Гаврилович в составе дивизии участвовал в Сандомирско-Силезской (освобождали Домбровский угольно-промышленный район Силезии) и Верхне-Силезской операциях. 8 мая 1945 года получил осколочное ранение ноги в боях, когда немецкие части предприняли попытку оторваться от Красной Армии и отойти в западную часть Чехии, где находились американские войска. Попал в госпиталь. За бои по освобождению Чехии награждён орденом Красной Звезды. Интересный факт, что дивизия деда вела бои, преследуя отступавшего противника, вплоть до 12 мая 1945 года.

Среди других наиболее важных наград Алексея Лисицына – орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также две Благодарности Верховного Главнокомандующего. В 1995 году к 50-летию Победы Алексей Гаврилович Лисицын награждён Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко медалью Жукова.

Также неожиданно ворвалась война и в жизнь семьи моей бабушки Прасковьи Порфирьевны Лисицыной (Андреевой), которая жила в деревне Любаны Славгородского (Пропойского) района. Её старший брат — Савелий Порфирьевич Андреев — в званиях старшего лейтенанта-майора государственной безопасности служил в войсках НКВД и воевал с первого дня, прошел всю войну. Средний — в 17-летнем возрасте ушёл в партизаны, после освобождения Белоруссии призван в Красную Армию и продолжил воевать. Младший — погиб: подорвался, когда выносил с поля боя мины и снаряды. Проявила в определённой степени героизм и моя бабушка — она пекла хлеб и, рискуя жизнью, передавала его партизанам, с которыми служил её брат. Были неоднократные попытки угона её в Германию, но, к счастью, каждый раз Прасковье удавалось спрятаться и спастись.

После войны дедушка с бабушкой поженились и родили четверых детей, воспитали девятерых внуков. Алексей Гаврилович всё умел делать и меня многому научил. А вот за богатством и высокими постами никогда не гнался — работал простым столяром. Они с бабушкой ценили мирную жизнь выше всяческих благ и часто говорили: «Лишь бы не было войны»...

В оккупированном Могилёве

Денис Владимирович Говорако, старший эксперт Бобруйского МРО ГКСЭ, майор юстиции:

— К сожалению, мне не довелось застать своего дедушку, но я слышал о нём очень много хорошего.

Георгий Владимирович Говорако родился 2 января 1924 года в Могилёве в семье учителя. Накануне войны, в 1941-м, здесь же окончил среднюю школу № 8.    На фронт его сразу не призвали — слишком молодой. Тогда юный Георгий сам попросился добровольцем — всё равно не взяли. В первые дни войны участвовал в оборонительных работах. Когда фашисты захватили родной город, сгорела и школа, в которой работал директором его отец, и их дом. Семья осталась в оккупации без крова и куска хлеба.

Захватчики принялись переписывать население. Людей хватали на улице и силой вели в регистрационные пункты. Георгию Говорако долгое время удавалось уклоняться от регистрации, но в конце первого года войны его всё-таки загнали на черновые работы в металлокомбинат. Спустя 4,5 месяца работы он ушёл по болезни и больше не возвращался.

Тем временем семье грозила серьёзная опасность, так как отец Георгия до войны руководил школой, а про самого парня пошёл слух, что имеет радиоприёмник и распространяет информацию, озвученную по радио. Спасаясь, в октябре 1942 года семья переехала в деревню Ямное, где отец раньше работал. Георгий устроился электромонтёром на местный торфозавод, держал связь с партизанами. После разгрома врагами завода мой дед также ушёл в лес и стал радистом при штабе партизанского отряда № 152 (впоследствии это Красно-партизанский полк № 152). 23 февраля 1944 года партизаны воссоединились с Красной Армией, и Георгий Владимирович попал в состав 1208-го стрелкового полка 362-й стрелковой дивизии 50-й армии 2-го Белорусского фронта.

Георгий Владимирович Говорако

За март-июнь 1944 года мой дедушка трижды ранен, но каждый раз в скором времени возвращается в строй. В начале августа он в 58-м армейском запасном полку 50-й армии. С начала октября 1944 года — помощник командира стрелкового взвода 2-ой стрелковой роты 1-го стрелкового батальона 1019-го стрелкового полка 307-й стрелковой дивизии 50-й армии 2-го Белорусского фронта, затем – комсорг 2-ой стрелковой роты, заместитель комсорга 1-го батальона. В начале 1945 года Георгий Владимирович снова ранен. На этот раз ранение оказалось тяжёлым, и он несколько месяцев находится в госпитале в Калинковичах. В июне 1945 года уволен из армии с удостоверением инвалида Великой Отечественной войны. Награждён орденом Красной Звезды (дважды), орденами Отечественной войны II и I степени, медалью «За отвагу».

Вернувшись к мирной жизни, мой дед получил образование и так же, как и его отец, стал учителем. Преподавал в Пахарской школе (позже это Хатовнянская) географию, труды, рисование, военный и кружок авиамоделей. Его супруга, моя бабушка Вера Герасимовна, работала вместе с ним учителем начальных классов. Дед отдал Хатовнянской школе 30 лет, а бабушка — ещё больше. Ученики очень любили их, коллеги уважали. И это не пустые слова, ведь до сих пор учащиеся школы по большим праздникам навещают могилки супругов Говорако. Георгий Владимирович остался в памяти людей как очень трудолюбивый, мастеровитый, талантливый, добрый и отзывчивый человек. К сожалению, военные ранения сильно сказались на его здоровье, и он безвременно ушёл из жизни    в 1977 году в возрасте 53 лет.

Война «воспитала» настоящего мужчину

Ольга Васильевна Чеславская, главный специалист управления координации служебной деятельности управления ГКСЭ по Могилёвской области:

— Изучением истории жизни моего дедушки я начала заниматься после того, как мне в руки попали старые фотографии и документы. Несколько вечеров подряд я оформляла фотоальбом. Собирая воедино факты и разглядывая фотографии, я заново открыла для себя удивительную судьбу своего дедушки — Анатолия Михайловича Сеньковского.

Он родился 7 сентября 1922 года в деревне Липки Витебской области в 16-ти километрах от города Орши, который в то время    являлся крупным железнодорожным узлом. Многотысячные километры железных путей расходились и сходились на станции Орша, многотонные паровозы стремительно рвались по ним вперёд, разрывая толщи пространства своей чёрной грудью.

Анатолий Михайлович Сеньковский

Маленьким мальчиком дедушка не мог похвастаться примерным поведением и слыл деревенским хулиганом, любившим погонять по деревне кошек и собак. Впервые увидев паровоз, он онемел от страха, радости и изумления! Массивные машины с мощными двигателями, несущиеся навстречу ветру, оставлявшие за собой клубы дыма и приятный для мальчишки запах гари и смазочного масла, стали мечтой всей его жизни — он решил, что обязательно станет машинистом.

Но война изменила дедушкины планы, и она же стала его воспитателем – самым жестоким на свете! В 19 лет Анатолий стал партизаном, а с 5 октября 1943 года по июль 1944 года командовал взводом отряда 3 батальона бригады Кириллова. 17 июня 1944 года дедушку тяжело ранили, и ему поставили неутешительный диагноз: анкилоз правого локтевого сустава после осколочного ранения с повреждением кости. Это означало, что правая рука навсегда стала совершенно неподвижной.

С войны наш дедушка вернулся больным тифом и туберкулёзом, худым до такой степени, что родная мама не узнала его. 23 ноября 1944 года он получил удостоверение об инвалидности. Тогда ему было 22 года. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Анатолий Михайлович Сеньковский награждён орденом Отечественной войны I степени.

После окончания войны мой дедушка работает в токарном цеху, цеху водоснабжения, председателем колхоза. Но он помнит о своей мечте и делает попытку: просится в машинисты. В кабинетах Оршанского паровозного депо имени Заслонова недоумевают: как инвалид может стать машинистом? Он получает отказ. Потом ещё отказ и ещё. И наконец, в 1961 году дедушку принимают, но только… кочегаром. В 1962 году его переводят на должность помощника машиниста, а через пять лет сокровенное желание, живущее в сердце с самого детства, исполняется: дедушку назначают машинистом. Сдав все экзамены на отлично, девять счастливых лет он управляет машинами своей мечты.

29 ноября 1971 года Анатолий Михайлович Сеньковский награждён Почётной грамотой Верховного Совета БССР за достижение производственных успехов и в связи со 100-летием со дня основания Белорусской железной дороги.

От природы будучи правшой и имея рабочую только левую руку, наш дедушка построил дом, посадил сад, вырастил троих дочерей. Он знал цену хлебу и не признавал никакой другой посуды, кроме миски, ложки и кружки, оставшихся у него с войны. Его руки все считали золотыми: он умел починить обувь, велосипед, очки и даже ювелирные украшения. Дедушка всегда был очень добрым, мудрым и терпеливым.

Он никогда не говорил о войне, а все свои награды просто складывал в ящик. Однажды я, будучи маленькой девочкой, забирала из почтового ящика газету «Витебский рабочий», в которой по алфавиту указывались участники Великой Отечественной войны. В том выпуске перечисляли фамилии на букву «С», и на одной из газетных полос я с удивлением увидела запись «Сеньковский А.М., командир взвода отряда 3 батальона бригады Кириллова, партизан». Тогда я спросила: «Дедушка, ты был командиром и никогда не рассказывал об этом?» На что дедушка коротко ответил: «Да, внученька, был в моей жизни такой период».

Наш дедушка умер 29 января 2009 года. В тот день все поезда Оршанского депо давали длинные гудки в память о человеке, который, словно поезд, стремительно шёл вперёд по своему пути, преодолевая все преграды…


Продолжение по ссылкам:
Часть 1: http://sudexpert.gov.by/ru/list_news_occurrence_n.html?news_id=7047

Часть 3: http://sudexpert.gov.by/ru/list_news-mogilev-a-n.html?news_id=7049