Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Какие тайны раскрывает генетическая экспертиза 4 июня 2019

«Этот реактив действует одинаково хорошо независимо от того, свежая кровь или нет. Если бы он был открыт раньше, то сотни людей, что сейчас разгуливают на свободе, давно бы уже расплатились за свои преступления». Эти слова принадлежат бессмертному герою Артура Конан Дойля Шерлоку Холмсу, который, по сюжету произведения «Этюд в багровых тонах», изобрел реактив, позволяющий выяснить, образовалось пятно от крови или от какого-то напитка. С конца XIX века, когда писались эти строки, прошло много лет.

В октябре 1953 года было объявлено, что открыта молекулярная структура ДНК. Это открытие сделало революцию не только в биологии, но и в смежных с ней областях. Одной из них стала и судебно-биологическая экспертиза.

- Сейчас генетическая экспертиза используется в ходе расследования практически всех видов преступлений, при совершении которых человек мог оставить свои биологические следы, — отметила заместитель начальника управления судебно-биологических экспертиз, начальник отдела генетических экспертиз Госкомитета судебных экспертиз Виктория Корбан. — Биоматериалом может стать что угодно — кровь, слюна, волосы, частички кожи, отпечатки пальцев... А еще она помогает расставить точки над «i» относительно событий, которые происходили не одно десятилетие назад. Трудно представить себе, что судебной генетике всего лишь четверть века. Мне удалось найти в архиве одну из самых ранних экспертиз, за январь 1994 года, в которой я принимала участие. Та экспертиза касалось выяснения родства. И если до 1996 года подобные исследования были единичны, то сейчас их проводится ежегодно около 15 тысяч.

Одно из важнейших направлений работы судебных генетиков — раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений прошлых лет. Это ни в коем случае не камень в огород тогдашнего следствия. Экспертизы были выполнены на должном уровне, но... относительно того времени, когда они проводились. Многих методов, программных комплексов и приборов, которые взяты на вооружение генетиками сейчас, тогда не существовало в природе. Точность анализа также увеличилась. Сравнить это можно с эволюцией компьютерной техники — возможности передовых машин 1990-х сейчас у большинства людей вызовут разве что улыбку. И, кроме того, был создан банк данных генотипов. Таким образом, старые экспертизы чем-то напоминают мину замедленного действия касательно преступника. Когда она сработает — неизвестно никому. А как известно, один из главных принципов юриспруденции — неизбежность наказания за содеянное. Так, за 2018 год таких экспертиз было сделано более 300.
— В 1999 году в одном из районных центров Брестской области был обнаружен труп несовершеннолетней девочки с ранами в области шеи и признаками изнасилования, — вспоминает Виктория Корбан. — Долгое время преступление было нераскрытым. Но в начале 2017 года следователи решили пересмотреть все документы и вещественные доказательства, которые были собраны по этому уголовному делу. Экспертизу назначили в наш отдел. Благодаря очень кропотливым исследованиям удалось выяснить генотип преступника по следам, которые он оставил. Но кто именно изнасиловал и убил девочку, так и оставалось неизвестным. Однако теперь пауза оказалась очень недолгой. Буквально через полгода шла проверка людей в причастности к новому преступлению. И... случилось так, что генотип совпал. Проверили несколько раз, но компьютер упорно показывал один и тот же результат. Расследование того дела было возобновлено, и в прошлом году его передали в суд.
Второй показательный случай касается очень тяжкого преступления, совершенного еще в 1991 году. Был обнаружен труп восьмилетней девочки в одном из областных центров Беларуси. В то время судебная генетика уже начала понемногу проникать в СССР. Но экспертизы были единичными и проводились только в Москве. Образцы биоматериалов отправлялись и туда, и в ФРГ, где развитие генетики шло семимильными шагами. Но ничего, что могло бы заинтересовать следствие, найдено, к сожалению, не было. В 2016 году экспертиза по вещественным доказательствам снова исследовала то, что осталось от взятых проб. Был получен генотип двух мужчин, который совпал с теми, что имелись в базе.
— Здесь нужно отметить один существенный момент, — говорит Виктория Корбан. — Дело в том, что раскрытие преступлений, совершенных десятилетия назад, делится на два направления. Первое из них — работа с документами. Скажем, был отобран биоматериал, выяснен генотип человека, но идентифицировать, кто это, невозможно. Но кто знает, не произойдет ли совпадение при поступлении новых материалов?
Второе направление — это когда экспертиза переделывается заново с учетом новых технических возможностей. Правда, здесь есть один очень важный нюанс. Работать со старыми вещественными доказательствами очень сложно. За десятилетия разрушается сама ДНК, время не щадит материалы, на которых она находится. Да и самого материала после прежних исследований остается, как правило, немного. Но результаты это все же приносит.
Генетикам приходится работать и срочно, особенно если преступление раскрывается по горячим следам.
— 29 декабря 2017 года в Минске был обнаружен труп пожилой женщины, — вспоминает собеседник. — Преступник ударил ее ножом в подъезде и ограбил. Это произошло в последний рабочий день года, когда работа лаборатории уже сворачивалась. Но во время осмотра были найдены ножны от кинжала. На следующий день эксперт пришел в лабораторию и за день выяснил генотип человека, который держал ножны. Благодаря этому удалось выйти на подозреваемого.
Надо отметить, что визуальный контроль теперь сведен к минимуму, теперь всю степень совпадения выдает компьютер. Стопроцентного сходства не может существовать в природе. Но современные методики допускают вероятность случайного совпадения с вероятностью, которая измеряется числом 10 в степени минус 22. Достаточно сказать, что за всю историю Земли на ней жило куда меньше людей.
Вместе с тем судебные генетики занимаются не только исследованиями, связанными с уголовными делами. Например, они также выясняют отцовство.
— Приходится наблюдать и за трагикомедиями человеческой жизни, — замечает эксперт. — Например, легендой стала женщина, которая не могла выяснить, кто из двух мужчин является отцом ее сына. Должен сделать ремарку, что без судебного постановления мы можем заниматься генетической экспертизой на платной основе для всех желающих, но исключительно на основе личного заявления. И оказалось, что на самом деле отцом малыша... не является ни один из двух, так сказать, претендентов. Можете только представить себе их эмоции... В общем, если взять дела касательно отцовства (а их уже пятьсот), то оказывается, что примерно каждая шестая экспертиза показывает, что папа не тот... Но это касается только тех, кто имеет сомнения в своем отцовстве.

Валерьян ШКЛЕННИК

http://zviazda.by/ru/news/20190530/1559198739-kakie-tayny-raskryvaet-geneticheskaya-ekspertiza