Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Ирина Голошевская: «Осознаешь истинную уникальность и неповторимость каждого человека» 21 сентября 2021

«Судебные эксперты обнаружили и изъяли след руки и помогли раскрыть преступление», – часто читаем в прессе. Дактилоскопия – один из самых старых и распространенных методов идентификации человека, благодаря которому правоохранители могут выйти на след злоумышленника. Уже 22 года помогает устанавливать преступников по следам рук главный эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов УГКСЭ по Гродненской области Ирина Голошевская. Как случилось, что девушка, когда-то мечтавшая стать педагогом, пришла в милицию и научилась разбираться во всех тонкостях папиллярных узоров, узнала корреспондент «МВ».

Недалеко от российско-китайской границы, на правом берегу Амура раскинулся один из крупнейших населенных пунктов Дальнего Востока – Хабаровск, родной город Ирины Иосифовны. Там она окончила педагогический университет и готовилась стать учителем начальных классов. Но все планы резко изменились. Отец девушки был военнослужащим. Когда настало время выйти на пенсию и определиться с постоянным местом жительства, решил вернуться на родину – вся семья переехала в Гродно.

– Я совершенно осознанно выбирала профессию учителя и не могла даже представить, что судьба приведет в правоохранительную структуру, – рассказывает собеседница. – В Гродно передо мной встал вопрос трудоустройства. Брат отца в то время как раз работал в Управлении внутренних дел, он и подсказал, что свободна вакансия техника-криминалиста. И хотя для меня это была совершенно новая область, решила попробовать. В 1999 году я начала работать в экспертно-криминалистическом центре при УВД.

Женщина вспоминает, в те годы, когда автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система (АДИС) еще только начинала развиваться, работа техника-криминалиста была очень трудоемкой: отпечатки пальцев рук сравнивались по бумажной картотеке дактилоскопической информации вручную. В этой многотысячной картотеке на каждую дактилоскопическую карту выводились формулы, по которым затем осуществлялся поиск. Разумеется, весь этот процесс замедлял работу эксперта.

– С внедрением АДИС нас стали направлять в Государственный экспертно-криминалистический центр МВД, где мы обучались работе с этой системой, – говорит Ирина Иосифовна. – Судебные Эксперты после осмотров мест происшествий привозили нам изъятые следы рук, мы их сканировали и дальше работали с изображениями следов в компьютере. Также в созданную систему вносились дактилоскопические карты. Сравнивать следы стало значительно удобнее. По мере пополнения электронной базы данных начали всё чаще выявляться совпадения с отпечатками пальцев, изъятыми на местах преступлений прошлых лет.

Таким образом, внедрение АДИС стало поворотным этапом в экспертной деятельности. А в настоящее время всё происходит еще быстрее: судебные эксперты по защищенным каналам связи могут передавать изображения изъятых следов прямо с места происшествия в управление криминалистических экспертиз и учетов. Часами сидеть у экрана компьютера и вглядываться в мельчайшие линии пальцев и ладоней большого множества разных людей... Эта работа подойдет далеко не каждому. Нужен определенный характер и психологический склад, скрупулезность и усидчивость. Ирине Голошевской с её уравновешенностью такая деятельность пришлась по душе. Умеренный рабочий ритм и понимание неоценимой пользы столь кропотливого труда – те пункты, напротив которых судебный эксперт может уверенно поставить плюс.

– Всегда приятно, когда ты видишь результат своей работы, и он оказывается важным, а порой определяющим в дальнейшем расследовании и раскрытии преступления. Это стимулирует, поддерживает постоянный интерес к данному роду деятельности, – продолжает собеседница.

Хотя процесс работы с изображениями изъятых следов сейчас автоматизирован, он требует непосредственного участия человека. После того как в АДИС формируется список совпадений, с ним продолжает работу судебный эксперт. Оставленный след может быть нечетким, поэтому папиллярные линии в нём специалист дополнительно “прорисовывает”, насколько это возможно. Полученное изображение проверяют дальше по электронной базе данных.

С 2004-го по 2009 год Ирина Голошевская получила второе высшее образование в Академии МВД по специальности «Правоведение». Спустя еще четыре года в её профессиональной деятельности произошел еще один переломный виток: был образован Государственный комитет судебных экспертиз, и дальнейшая служебная деятельность осуществлялась уже в новом ведомстве. Но функции Ирины Иосифовны остались теми же, продолжилось тесное взаимодействие с органами внутренних дел.

– Со стороны наша работа может показаться рутинной и скучной, но я считаю её творческой, – с улыбкой говорит собеседница. – С каждым следом мы работаем индивидуально, смотрим на изображение под разными углами. Как говорят коллеги, «мы следы рисуем». Порой приходит только небольшая часть следа. Непонятно, ладонь это или палец. Используя определенную методику и опираясь на свой опыт, ты «прорисовываешь» его детально, и, когда он дает совпадение, чувствуешь настоящий драйв! А еще моя работа за столько лет не перестает меня удивлять. Осознаешь истинную уникальность и неповторимость каждого человека, папиллярных узоров на его руках. Правда, заметила тенденцию, что у близнецов и близких родственников они бывают очень похожи...

14 лет в УВД и уже 8 – в управлении ГКСЭ. Ирина Голошевская за весь этот немалый промежуток времени ни разу не пожалела, что связала свою жизнь с экспертной деятельностью. Да и сам г.Гродно стал для нее родным домом. Здесь Ирина Иосифовна состоялась не только как профессионал, но и как жена, мама. В городе над Неманом наша героиня повстречала свою судьбу, здесь родилась её собственная семья. С мужем они воспитывают дочь и сына. Ирина Голошевская не скрывает: благодарна тем обстоятельствам, которые в корне изменили её будущее, образовав такую счастливую и отчетливую линию её жизни.


По материалам газеты «Милицейский вестник»