Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Судебные эксперты рассказали, как обезопасить свое имущество 30 октября 2020

Случаи, когда родственники в суде оспаривают наследство покойного – не редкость. Каждая сторона пытается отстоять свою правду. Судебные эксперты объяснили, что сделать, чтобы никто не смог оспорить завещание или договор купли-продажи. 

Себе дороже

В последнее время всё большее число людей решается на экспертизу сделкоспособности. Обращаются преимущественно пенсионеры. Собственник имущества не хочет, чтобы в дальнейшем кто-то из «нежелательных» родственников спорил по поводу завещания, доказывая, что пенсионер, скорее всего, не осознавал своих действий. 

Начальник управления судебно-психиатрических экспертиз – государственный медицинский судебный эксперт-психиатр УГКСЭ по Гродненской области Валенты Почобут объясняет суть на примере. 85-летняя женщина решила подарить сыну квартиру. Дочь ничего не знала об этом и после смерти матери попыталась вступить в наследство. Но неожиданно для себя узнала, что квартира подарена сыну. Женщина обратилась в суд, чтобы отсудить свою долю, доказывая, что мать была психически не здорова и брат подговорил ее. Мол, раньше мать обещала оставить квартиру обоим. Дочь отстояла свое право на часть имущества. Но судебные издержки как для истца, так и ответчика обошлись недешево. Этого всего можно избежать – перед составлением договора или завещания стоит пройти экспертизу сделкоспособности. В заключении указывается, что человек понимал характер и значение принимаемого им решения о планируемой сделке и мог руководить своими действиями для ее совершения.

– Экспертиза проводится в форме беседы. Мы задаем вопросы, чтобы понять мотивы, поступки, оценить память человека, мышление, – говорит Валенты Станиславович. – Заявитель рассказывает, какие у него есть родственники, объясняет, почему именно желает оставить имущество одному, а не другому. Например, дарит квартиру внуку, который только приехал из-за границы, а не тому, кто за ним ухаживал. Всё это подробно прописывается.

Если эксперту-психиатру принять решение сложно, привлекают еще и эксперта-психолога. Зачастую нотариусы могут предложить возможность проведения таких экспертиз перед подписанием юридически значимого договора. Но инициатором может быть также сам человек, близкие родственники, покупатели, которые хотят после приобретения квартиры спать спокойно, а не волноваться, что потом родственники бывшего владельца смогут оспорить сделку. Услуга эта платная. Стоимость – в пределах 200-250 рублей. 

Обмануть не получится

Процедура проводится конфиденциально. Один экземпляр заключения выдается на руки заказчику, а второй хранится в архиве управления и при необходимости может быть истребован запросом суда. К слову, в экземпляре, который получает заказчик, все детали беседы не прописаны, только ответ на вопрос, что человек сделкоспособен. Подробности оглашаются в суде.

– В данном случае мы ни в чем не заинтересованы, отражаем всё, как оно есть на самом деле. Для суда этот документ имеет вес. Это не показания свидетелей, когда каждый преследует свою цель, поэтому приводит те аргументы, которые ему выгодны. В нашей экспертизе всё указано со слов  самого заявителя, почему он решил именно так распорядиться имуществом, – подчеркивает собеседник.

Он приводит примеры из практики. Единственный сын за границей, там у него семья, работа. 80-летняя мать проживает в квартире одна, ведет активный образ жизни, встречается с подругами, приглашает их в гости. В силу возраста у нее начало проявляться психическое расстройство. На ведение домашнего хозяйства это не влияет, а вот от необдуманных поступков может не уберечь. До сына дошли слухи, что мать рискует остаться без квартиры, а он – без наследства. Во время своего приезда сын предлагает матери оформить на него договор дарения и тем самым обезопасить себя и ее. Мужчина переживал, что к матери войдут в доверие недобросовестные люди и заберут жилье – ей попросту негде будет жить. Перед оформлением всех бумаг у нотариуса сын предложил матери пройти экспертизу сделкоспособности. 

– Мы видели, что пожилая женщина не понимает юридических тонкостей, последствий. Плоха ориентируется в том, что такое завещание, дарение. Мы выдали заключение, что она не может понимать характер и значение принимаемого решения и руководить своими действиями для совершения сделки. Поэтому сыну уже можно не волноваться. Если мать попытаются обмануть и она кому-нибудь подарит квартиру, появится возможность сделку оспорить. И сын, имея на руках заключение экспертизы, это с легкостью докажет, – акцентирует внимание Валенты Почобут. 

Опомнился…

Специалисты рекомендуют проводить экспертизу сделкоспособности, если люди перенесли инсульт, вследствие чего у них нарушена речь, наблюдается неврологическая симптоматика. Если человек не может говорить, это не значит, что он не понимает и не осознает своих действий. Он может на бумаге изъясняться, мыслить адекватно. А родственники порой пытаются навязать ему то, что им выгодно. Тут на помощь придет психиатрическая экспертиза. Или наоборот. После инсульта человек не способен ни на какие сделки. А родственник, который преследует свою цель, доказывает, что тот всё понимает и заставляет его оформить завещание или дарственную.

Бывают нестандартные ситуации. Пришла женщина, ей около 40 лет, просит провести экспертизу сделкоспособности. Говорит, у нее есть дочь. Она собралась завещать ей квартиру, но перед составлением завещания у нотариуса решила пройти психиатрическую экспертизу, чтобы подстраховаться.

– Женщина даже не преклонного возраста имеет хорошую работу. Мы поинтересовались, почему она приняла такое решение, вроде всё хорошо и со здоровьем нет проблем. Как пояснила заявитель, она переживает за судьбу дочери. Волнуется, если с ней вдруг что-то случится, то родственники отберут у дочери всё, начнут делить имущество и каждый будет думать только о себе. А имея заключение психиатрической экспертизы, уже ничего не смогут поделать и реализовать свой коварный план.

Или еще случай. Пожилая 97-летняя женщина обращалась к экспертам летом перед оформлением завещания квартиры на сына и дочь и прошла экспертизу. Но в начале осени дочь умерла. Женщина решила переписать завещание: одну часть квартиры, как и раньше, оставить сыну, а другую – внучке по линии дочери. Бабушка волновалась, что после ее смерти на эту часть будет претендовать внук (по линии сына), который у нее зарегистрирован, но не проживает и редко контактирует. 

Несмотря на столь солидный возраст, женщина находилась в здравом уме, могла всё рассказать о своей жизни, помнила все моменты до мельчайших подробностей, ориентировалась во временных рамках. Хорошо, что пенсионерка решила пройти такую экспертизу. Наверняка, сын будет пытаться доказать, что внучка живет за границей и ей эта доля не нужна, а мать, составляя завещание, не осознавала своих действий.

Собеседник обращает внимание на важный момент:

– Речь идет об экспертизе сделкоспособности. Нельзя прийти к нам и попросить проверить, здоров ли человек. Обращаются и по такому поводу. Например, человеку врачи-психиатры поставили диагноз, что  у него имеется психическое расстройство, а он с таким вердиктом не согласен. Приходит к нам и просит провести экспертизу, чтобы опровергнуть данный диагноз. Кому-то он мешает для поступления, кому-то – для получения водительских прав. Мы диагноз не снимаем, таких полномочий у нас нет. 

Заключение эксперта пишется не для суда, а для гражданина. Его показывают нотариусу до подписания юридически значимого договора. Экспертиза может проводиться перед составлением брачного договора, но это редко. Чаще идет речь о сделках дарения, купли-продажи, пожизненного содержания с иждивением (рента), завещании. В последнее время всё чаще обращаются перед составлением договора ренты. Например, престарелая владелица квартиры оставляет свою собственность при жизни соседке в благодарность за помощь и уход. А после ее смерти вдруг объявляется родственник и пытается отсудить квартиру, аргументируя тем, что бабушка была психически больна и не понимала, что делает. Здесь права будет соседка, у которой на руках заключение психиатрической экспертизы. Доказывать что-то в данном случае опомнившемуся родственнику бессмысленно.

Елена МИСЮКЕВИЧ, газета «Перспектива».