Составить фоторобот сложно, а описать внешность – еще труднее!
Хорошо ли вы запоминаете лица людей, которые встречаются вам на улице или становятся попутчиками в транспорте? Нет? А зря. Ведь ваша наблюдательность зачастую может помочь найти злоумышленника, свидетелем чьих преступных действий вы оказались. Корреспондент «7 дней» решила проверить свою внимательность и отправилась в Молодечненский межрайонный отдел Госкомитета судебных экспертиз для составления фоторобота.
Подготовка к эксперименту
За день до визита в Молодечно для чистоты эксперимента мы попросили одну из сотрудниц Госкомитета судебных экспертиз подготовить фотографию актера или певца, по которой мы будем делать описание для составления фоторобота. Ведь так мы не сможем «жульничать» и детально изучить все черты лица знаменитости. За 20 секунд до начала эксперимента мне передают фотографию актера Аль Пачино. Ну что ж, приступим!
Составление фоторобота
– Фотороботы сейчас составляют редко, хотя мы всегда предлагаем, – отметила эксперт Молодечненского межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз Анастасия Гетманская. – В случаях мошенничества, к примеру, когда под предлогом продажи товаров злоумышленники заходят в квартиры. Но многие пострадавшие просто не запоминают лица.
Для начала отметим, что работа начинается не с составления субъективного портрета, а с проверки наличия данного лица в базах данных.
– Возможно, нужный человек есть в нашей базе на фотографическом учете. Для начала вы пробуете описать его лицо, возраст, особые приметы: татуировки, шрамы, родинки. Называете время, в течение которого вы его видели, и обстоятельства: какое было освещение, как он был одет, может быть, головной убор привлек внимание или серьги. Потом мы пробуем искать его по базе. Некоторые интересуются: кто же лучше запоминает людей и составляет фотороботы? Мужчины или женщины? Из моего личного опыта могу сказать, что это не играет роли. Ведь дело здесь не в принадлежности к определенному полу, а в продолжительности времени, когда был визуальный контакт, в деталях: широкие брови, черные глаза, длинные волосы или татуировки. Кстати, чаще и лучше люди запоминают именно татуировки. Поэтому в нашей базе ACPI-портрет (автоматизированная система портретных идентификаций) помимо фотографий в анфас и профиль есть фото различных татуировок.
Пытаясь сосредоточиться на образе американского актера, поймала себя на мысли, что этот процесс очень сложный. Да, мне облегчало задачу то, что человека на предложенном фото я визуально знала, но, как оказалось, представить – это одно, а вот описать образ словесно, а после вывести на экран компьютера – другое.
Анастасия Гетманская взяла лист бумаги, ручку и приступила к стандартному опросу.
– Возраст?
– Лет 60–70, – не задумываясь, отвечаю я. (Аль Пачино – 77 лет. – Прим. ред.)
– Вам в определении возраста полегче, чем нашим свидетелям. Попробуйте-ка определить, сколько лет незнакомому человеку, смотря на него не более 5 секунд, – подчеркивает эксперт. – Теперь перейдем к лицу: какая у него форма, опишите нос, рот, брови, цвет волос и их длину.
– Форма лица – овальная, как мне кажется (в дальнейшем это «мне кажется» будет присутствовать везде), по полноте ближе к среднему. Волосы темные, густые, слегка вьются. Брови? Прямые и тонкие, расположены средне, по-моему. Нос? Я бы сказала, что средний, губы тонкие.
– Еще мы задаем такой вопрос свидетелю: что сразу бросилось в глаза?
– Усы и борода, – отвечаю я, пытаясь руками изобразить нужную форму.
Стоит признать, что меня не спасло то, что фото я изучала 20 секунд да и видела не один фильм с участием актера, – задача оказалась трудной. Уже на первом этапе поняла: мой фоторобот будет очень далек от реального образа.
– Дальше мы открываем нашу программу и ищем результаты по тем данным, которые вы давали. Вот, смотрите, программа выдала нам несколько вариантов, но, конечно, нужного нам мужчины мы не нашли, – улыбается эксперт. – Значит, переходим к составлению субъективного портрета. Начинаем составлять его по элементам. Выбираем пол: мужской, далее перебираем различные варианты причесок...
Надо отметить, что субъективный портрет и фоторобот – понятия практически идентичные. Фоторобот – это изображение лица, созданное на экране монитора или распечатанное на принтере изображение передней части головы. А субъективный портрет – это изображение лица, полученное со слов очевидцев.
С волосами я кое-как справилась, а вот когда дошла очередь до бровей, глаз, губ, подбородка, носа и так далее, то тут я оказалась в полнейшей растерянности. В моем сознании образ Аль Пачино никак не представлялся детально.
Результат
В итоге мне показали результат моих «стараний». Эх, сомневаюсь, что даже сам актер узнал бы себя на моем фотороботе! Тем более, что выглядел он лет на 30 моложе.
– Не расстраивайтесь, – подбадривает меня Анастасия Гетманская. – Вы ведь не знали, на что обращать внимание на фото. Поэтому и смотрели в целом. Вот теперь, попробовав один раз, вы будете уже приглядываться к чертам людей. А еще я уверена: если бы вы составляли фоторобот девушки, то было бы проще. Ведь известно, что представительницы прекрасного пола отмечают и прическу, и глаза, и даже форма бровей не укроется от опытного взгляда.
Завершая нашу беседу с экспертом Молодечненского межрайонного отдела Госкомитета судебных экспертиз, мы задали волнующий вопрос: а дает ли положительный результат составление фоторобота?
– Все субъективно и зависит от человека, от его памяти. Допустим, недавно приходил человек, который подвозил девушку, похитившую у него телефон. Мужчина ехал с ней в машине в течение минут 15-ти и достаточно хорошо запомнил лицо. В таком случае есть шанс составить достоверный субъективный портрет и найти человека. Другое дело, когда буквально пару секунд находишься в контакте и не можешь вспомнить черты лица. Для того, чтобы фоторобот получился действительно похожим, в него надо вложить максимум сил и времени. Бывает, что на это уходит около пяти часов, – рассказала специалист.
Раньше портрет преступника или лица, разыскиваемого по другим мотивам, выполнялся профессиональными художниками, что было занятием весьма длительным. Около 30 лет назад в милиции стали использовать прозрачные пленки, на которых были нарисованы участки человеческого лица – брови, глаза, нос, овал лица и так далее. Эти фрагменты последовательно выбирались очевидцем преступления или потерпевшим и накладывались один на другой. Потом полученное изображение фотографировалось и применялось в оперативно-розыскной деятельности. В начале 90-х вместо пленочных рисунков стали применять фотоснимки элементов лица реальных людей в одинаковом масштабе. И получалось уже не рисованное изображение, а как бы фотография, которая стала более реалистичной, а значит, лучше воспринималась людьми.
Эти фотофрагменты размещались на катушках в приборе с пятью отверстиями. И только примерно с 1998 года в составлении фоторобота стали применять компьютер.
P.S. Возвращаясь домой, я старалась максимально запомнить лица людей, которые ехали со мной в одном вагоне метро. Буквально через несколько минут, после того как вышла из метро, уже не смогла детально вспомнить ни одного человека! Эх, память надо тренировать с детства. Такой навык уж точно пригодится!
Источник информации: http://7dney.by/ru/issues?art_id=5113