Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Наука объяснять на пальцах: как могилевские эксперты работают со следами рук 4 января 2021

Любители детективных сериалов отлично знают, что любое расследование начинается с поиска и изучения следов рук на месте преступления. И это правда, потому как дактилоскопия — изучение неповторимых папиллярных узоров кожного покрова человека — краеугольный камень криминалистики. Итак, знакомимся с профессией современных «следопытов» из управления Государственного комитета судебных экспертиз по Могилевской области.

Электронное хранилище «пальчиков»

Дактилоскопическая экспертиза проводится для установления личности человека или группы людей, оставивших следы рук на месте происшествия.

— Изображение изъятого следа по электронным каналам связи направляется в отдел криминалистических учетов. При помощи специальной программы «АДИС» (автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система) изъятый след эксперты сначала «прорисовывают», затем помещают в базу дактилоскопических карт, где среди миллионов оттисков пальцев и ладоней рук при помощи определенных алгоритмов программа осуществляет поиск наиболее схожих со следом «кандидатов», — объясняет главный эксперт отдела криминалистических учетов управления ГКСЭ по Могилевской области Владимир Шелков. — Но окончательное решение о принадлежности следа тому или иному человеку принимает эксперт.

Благодаря скрупулезному изучению дактилоскопических карт, экспертам ГКСЭ удалось установить личность подозреваемого в убийстве 23-­летнего таксиста, совершенного в 2002 году в Могилеве. Тогда проверялся определенный круг лиц, которые могли совершить преступление. Однако их причастность к убийству мужчины не была установлена.

— Сотрудники отдела криминалистических учетов на постоянной основе проверяют следы по преступлениям прошлых лет. Модернизация базы АДИС предоставила новые возможности для проведения дактилоскопических исследований (и работать с такими следами стало проще), — рассказывает Владимир Шелков. — Так, в феврале 2020 года при детальной работе со следами рук, изъятыми по факту убийства таксиста, было установлено их совпадение с руками уроженца Могилева. Его причастность к совершению преступления в последующем была доказана.

Единственный и неповторимый

Следы рук, изъятые с мест происшествий, исследуются в рамках проведения экспертизы.

— Методика исследования следов рук подразумевает, что любой обнаруженный на месте происшествия след считается пригодным для идентификации личности, если имеет определенное количество индивидуальных признаков, — продолжает знакомить с наукой о следах рук эксперт. — Но есть следы, где таких признаков крайне мало, однако из-за того, что среди них можно обнаружить редко встречающиеся («мостик», «глазок» и т.д.), такие следы также считаются пригодными для идентификации.

Природа наделила человека индивидуальными особенностями, в том числе такими, как уникальность и неповторимость папиллярных узоров кожного покрова. Даже у близнецов, по словам Владимира Шелкова, могут быть схожими только общие признаки папиллярных узоров, но индивидуальные — совершенно разные.

Ученые как-­то подсчитали, что если снять отпечатки со всех десяти пальцев одного человека, шанс, что два из них совпадут, составляет 1 к 64 миллиардам. Что же говорить об узорах на пальцах разных людей!

Порезами и ожогами, отмечает эксперт, свой папиллярный узор на пальцах и ладонях можно исказить, но не изменить. Да и эффект будет временный, и для специалиста заметный.

Химия нам поможет

То, что невозможно обнаружить при обработке предметов с использованием дактилоскопических кисти и порошка, выявит «химия». На вооружении экспертов есть цианоакрилатовая камера. Она позволяет выявлять скрытые следы пальцев рук, оставленные даже много лет назад на таких поверхностях, как кожа и кожзаменитель, древесина и металл, пластмасса и пластик. Принцип ее работы заключается в том, что в камере нагревается цианоакрилатовый гель, который, испаряясь, взаимодействует с потожировым веществом следа руки, в результате чего последний окрашивается в белый цвет. А при помощи еще одного химического реактива — нингидрина — эксперты могут обнаруживать «пальчики» на бумаге и дереве.

Сейчас дактилоскопическая карта — основной и самый надежный «портрет» человека, преступившего закон. Уникальный рисунок на коже никогда не обманет и выдаст преступника, как говорится, с пальцами. Благодаря этому, в прошлом году экспертами УГКСЭ по Могилевской области с использованием базы АДИС установлено более 400 фактов совпадения следов рук, которые способствовали раскрытию происшествий и преступлений.

От теории к практике

После такого подробного экскурса в дактилоскопическую науку попробуем практически изъять следы пальцев.

Для этого специалисты предлагают мне легенду.

В милицию обратилась женщина с заявлением о том, что, будучи в магазине, она забыла кошелек в корзине для товара. А когда вернулась, кошелек находился в контейнере, но денег в нем уже не было. На место происшествия прибыла следственно­-оперативная группа, в состав которой входят настоящий эксперт­-криминалист Сергей Вабищевич и его тезка — Сергей Карпеков — журналист, который постигает премудрости профессии «читать по пальцам».

— Наша задача — выявить следы преступления, чтобы помочь правоохранителям установить подозреваемого в совершении кражи, — говорит Сергей Вабищевич, главный эксперт отдела криминалистических экспертиз УГКСЭ по Могилевской области. — Прежде чем приступить к изъятию следов, специалист комитета судебных экспертиз проводит общую фотосъемку места происшествия, фиксирует место обнаружения кошелька, описывает его расположение, и все это заносится в протокол осмотра места происшествия. — Преступник не всегда оставляет четкий отпечаток, но следы сохраняются на любых поверхностях: стекле, бумаге, металле. Даже если вы, пожевав жвачку, сомнете и выбросите ее, она станет объектом дактилоскопической экспертизы, — рассказывает Сергей Вабищевич.

Рассматривая кошелек в косо падающих лучах освещения, обнаруживаем слабо видимый след пальца. Теперь наше оружие — кисть и баночка с дактилоскопическим порошком. Наносим на поверхность порошок, затем при помощи клейкой ленты копируем выявленный след и наклеиваем на бумажную подложку для сохранения. Делаем фотоснимок и отсылаем его коллеге Сергея Вабищевича Владимиру Шелкову. Тот «колдует» над следом в программе АДИС, прорисовывая его наиболее явные признаки, чтобы ускорить процесс. А дальше дело техники: идентификация с дактилокартами, имеющимися в базе.

Среди миллионов отпечатков в течение минут 15 программа определила те, которые совпадают с исходным узором по максимальному числу признаков. Эксперт еще раз лично сравнивает изъятые с места преступления следы с дактилокартами кандидатов. Дальше устанавливается совпадение с отпечатками пальцев на дактилокарте одного из кандидатов. Таким образом, личность оставившего свой след руки на месте происшествия установлена. На все ушло не более 30 минут.

Но даже если личность того, кто оставил отпечатки, установлена, это вовсе не значит, что виновник кражи найден. Этот человек может быть как преступником, так и уборщицей или, скажем, случайным прохожим. Установить истину — задача следствия. Эксперты-­криминалисты не раскрывают преступления, их задача — добыть информацию для органов дознания, следствия или уголовного розыска.


Источник информации: http://www.vestnikmogileva.by/vajnie/nauka-objasnjat-na-palcah-kak-mogilevskie-jeksperty-rabotajut-so-sledami-ruk.html