Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
"До сих пор помню первое вскрытие - это был мальчик". Что миф, а что правда в работе судмедэксперта? 13 июня 2022

Профессия судебного медицинского эксперта одновременно может и завораживать, притягивая все внимание неизвестными вам фактами, и отталкивать, развенчивая романтические образы грубой реальностью. В общем, как говорится, на любителя. И кого мы обычно представляем в этой роли? Ссутуленного мужчину, не расстающегося с сигаретой и отпускающего грубые шутки? Или девушку, милую, но при необходимости строгую и хладнокровную? Сегодня мы познакомим вас именно с такой - государственным медицинским судебным экспертом управления ГКСЭ по Минску Анной Свиридовой.

- Почему решили стать судебным медицинским экспертом?

- Профессия мне нравилась еще в институте, но я распределилась и отработала семь лет педиатром. Потом все-таки поняла, что мне больше интересна не педиатрия, не медицина в общепринятом понимании, а именно судебная медицина. В уже достаточно осознанном возрасте выбрала эту профессию, прошла переподготовку и стала экспертом.

Это очень интересно, понимаете?

- Чем привлекла эта работа?

- Это очень интересно, понимаете? Исследуешь тело, находишь какое-то повреждение, нужно выяснить, как оно образовалось, сколько для этого нанесли ударов. Потом следователь предоставляет какие-то дополнительные материалы, следственные эксперименты, ставит вопросы: могло ли это произойти при таких-то обстоятельствах? Надо оценить не только повреждения, но и обстоятельства их получения. Процесс на самом деле очень увлекательный. Для меня во всяком случае.

- Чем занимается судебно-медицинский эксперт?

- Судебно-медицинский эксперт занимается несколькими видами экспертиз. Например, экспертиза трупов для установления причины смерти: наличие каких-то телесных повреждений, механизм их образования, локализации и так далее, связи со смертью. Еще экспертиза физических лиц, в народе называется освидетельствование. Мы осматриваем людей и точно так же определяем наличие у них телесных повреждений, их вид, количество, локализацию, отвечаем на вопросы постановления. В ряде случаев не проводим осмотр человека, а делаем экспертизу только по его медицинским документам, по обращениям за медицинской помощью.

Принимаем также участие в судебных заседаниях, когда нас вызывает судья, чтобы разъяснить, например, наши выводы на этапе предварительного следствия. Участвуем в осмотре места происшествия: если следователь сочтет это нужным, выезжаем на осмотр трупа.

- Чем различается работа судмедэксперта и патологоанатома?

- Патологоанатом занимается вскрытием тех, кто умер в больницах от заболеваний. А судебный медицинский эксперт проводит экспертизу трупов при подозрении на криминальный вариант наступления смерти - убийство, самоубийство и так далее.

16-летний мальчик, которому друзья принесли марку со спайсом

- Вы помните свое первое вскрытие?

- В качестве стажера было мое первое вскрытие. Это был 16-летний мальчик, которому друзья принесли марку со спайсом. Я запомнила светлые волосы - такой высокий, красивый мальчик. И это было очень страшно. Экспертизу детей чисто психоэмоционально проводить сложно.

Вскрывал его мой куратор. Для меня это было как обухом по голове, что вообще такое происходит. Я была далека от каких-то криминальных ситуаций, когда пришла работать стажером. И этот мальчик… Я помню его до сих пор. Этого 16-летнего мальчика, который отравился спайсом. У него была стойкая пена возле губ. Произошел мгновенный отек легких от этого препарата. Он сразу умер, буквально в считаные минуты. Дома.

- Что самое тяжелое в работе?

- Затрудняюсь ответить. Мне работать не тяжело, я работаю с удовольствием. Кроме того, что практикую, еще есть стажеры, преподаю в институте. Это вдвойне интересно - привлечь молодых специалистов, чтобы им тоже было интересно заниматься этой работой, чтобы работа приносила удовольствие.

Ложки чайные, пуговицы в пищеварительном тракте

- Как устанавливается причина смерти?

- Во-первых, макроскопически. Смотрю на то, что вижу на вскрытии, и подозреваю ту или иную причину. Если сомневаюсь, препараты, которые при любой экспертизе забираются, направляю на гистологическое исследование для подтверждения диагноза. Если я уверена в своем диагнозе, отправляю эти препараты в архив.

Плюс обязательно берем химическое исследование на этиловый спирт, алкоголь у всех трупов. При подозрении на отравление каким-то химвеществом делается более широкое и дорогое исследование на наличие наркотических, психотропных веществ. Мы определяем их наличие не только в крови, но и во всех жизненно важных органах.

- Какие необычные вещи находили при вскрытии в теле человека?

- Ложки чайные, пуговицы в пищеварительном тракте. Человек был психически нездоровый - все эти предметы прямо съедал, проглатывал. Они были даже не в желудке, а в кишечнике. От этого он и умер - от того, что эти предметы лежали и перфорировали стенку кишки, прорвали, и развился перитонит.

- Чем пахнет на работе?

- На работе? Работой. В секционном зале пахнет не всегда приятно, но такая специфика. Мы не работаем ежедневно в секционном зале. Проводим экспертизу одного, нескольких трупов в один день, а потом все это описываем. Основная работа заключается в описании того, что видел, в оформлении, когда думаешь над выводами. В заключении эксперта за компьютерным столом.

- Бывает так, что труп после смерти может шевелиться?

- Нет, труп шевелиться не может. Но есть такое понятие, как гниение, когда микроорганизмы образуют газ. Он может выходить через рот, нос. Тогда кому-то может показаться, что труп пошевелил губами, например.

Зачастую заключение эксперта является одним из важнейших доказательств

- Судмедэксперт может раскрыть дело?

- Мы можем помочь в раскрытии дела. И зачастую заключение эксперта является одним из важнейших доказательств в ходе следствия.

- Зачем эксперту рентген?

- Его мы используем при проведении каких-то сложных экспертиз. При проведении экспертиз трупов с огнестрельными повреждениями или множественными переломами это вообще неоценимая вещь. Когда не было рентгена, пулю просто искали в ходе вскрытия руками и глазами. При огнестрельных повреждениях пуля может находиться в труднодоступных для секционного исследования местах. Например, может застрять в позвоночнике, и тогда аккуратно ее извлечь и не видоизменить раневой канал проблематично. Бывают "слепые" ранения - это когда пуля остается в теле. В таких случаях мы делаем обзорную рентгенограмму, находим точное место, и эксперт детально уже изучает его, что позволяет найти пулю, извлечь ее и передать следственным органам для исследования.

- Какие инструменты используют эксперты?

- При проведении экспертизы трупов используются специальные секционные наборы. Инструментов в таком наборе много, они для разных случаев. Чаще всего используются специальные ножницы, реберный нож, пинцет, малый секционный нож. Пила тоже нужна при исследовании трупа.

- С какими мыслями вскрываете трупы?

- Надо настроиться на проведение исследования, чтобы сделать работу быстро, качественно и лишнее время не задерживаться в морге. Все-таки это достаточно большая вредность.

"Что случилось с машиной?" - "Вскроем - посмотрим"

- Со временем на такой работе, наверное, все становятся циничными. О чем шутят судмедэксперты?

- "Вскроем - посмотрим" или "вскрытие покажет", мы обычно так говорим по поводу и без. "Что случилось с машиной?" - "Вскроем - посмотрим".

- Удается разделять четко работу и дом?

- Абсолютно. Чтобы перегореть, это нужно делать. Работа должна оставаться работой, а дома нужно отвлекаться. Мне кажется, так гораздо проще: не приносить домой в голове всю информацию.

Мой муж, кстати, тоже работает государственным медицинским судебным экспертом. Мы даже сидим в одном кабинете. У каждого свои экспертизы, но мы часто советуемся. Когда какие-то сложные или интересные экспертизы, трупы, бывает, дома обсуждаем. Но не часто. Сидим, кушаем борщ и обсуждаем.

Приходя домой, очень люблю заниматься творчеством. Делаю много разных вещей, использую много разных техник. Но, наверное, любимое занятие - елочные игрушки. Я очень люблю Новый год и делаю елочные игрушки из всего, из чего только можно. Где-то рисую, где-то делаю декупаж, золочение, лепку - много техник использую. Снимаю весь процесс, делаю мастер-классы, чтобы любой мог повторить и сделать что-то такое же или похожее.

- Боитесь смерти?

- Нет, не боюсь.


Источник информации: "Белта"