Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Экспертиза почерка: важное – в деталях 4 июня 2021

Закладчик, минер, кладмен... Как только не называют распространителей наркотиков, раскладывающих дозы “ядовитого зелья” по тайникам... Однажды один из таких курьеров, думая, что его никто не видит, оставил возле подъезда многоэтажного дома записку с координатами закладки. Однако действия мужчины не остались незамеченными: бдительные жильцы сообщили о подозрительном «послании» в милицию. Изъяв записку, сотрудники наркоконтроля стали отрабатывать предполагаемых исполнителей текста, но когда подозреваемый был задержан, он отказался сознаваться в содеянном. Вывести наркодельца на чистую воду помогло заключение почерковедческой экспертизы.

– Подозреваемый отказался представить на экспертизу какие-либо образцы своего почерка, но в ходе проверки было найдено несколько документов, которые мужчина составлял ранее. Почерк в них и записке абсолютно различался. Но это – на первый взгляд, – рассказывает главный эксперт отдела криминалистических экспертиз управления криминалистических экспертиз и учетов УГКСЭ по Гродненской области Игорь Масюкевич. – Проведя тщательное исследование, я пришел к выводу, что автор текста намеренно исказил свой почерк. Наклон, строение отдельных букв в записке отличались от образцов, отсутствовала характерная при обычном письме связанность. Но в то же время мною были найдены устойчивые частные признаки, которые отобразились как в исследуемой записке, так и представленных документах. Этого оказалось достаточно, чтобы прийти к выводу: исследуемые тексты выполнены одним лицом.

Оказывается, почерк человека уникален. Несмотря на то, что все мы с детства учимся писать по прописям, каждый привносит в свой почерк индивидуальные черты. На него влияют темперамент, характер, привычка держать прибор для письма в той или иной руке, особенности двигательных навыков, нервной системы и другие внутренние факторы. И даже если умышленно поменять руку, наклон букв, усилить или наоборот ослабить нажим, индивидуальные признаки почерка останутся неизменными.

Благодаря своей уникальности почерк, а также подписи, становятся основными объектами почерковедческой экспертизы, которую проводят специалисты Государственного комитета судебных экспертиз. Она назначается при возникновении сомнений в подлинности подписей или записей в различных документах (договорах, завещаниях, расписках, ведомостях, накладных и др.), необходимости установить исполнителя текста. Исследование наиболее востребовано при имущественных спорах, касающихся наследства, дарения, купли-продажи недвижимости, при расторжении брака, спорах по долговым, налоговым обязательствам и т.д.

Собеседник приводит пример из экспертной практики. При жизни мужчина взял у знакомого деньги в долг, но скоропостижно скончался, не успев расплатиться по своим обязательствам. Займодавец не смог полюбовно решить вопрос с наследниками умершего и обратился в суд с требованием, чтобы долг перешел к ним. В суде была представлена расписка, однако родственники покойного выразили сомнение в том, что текст и подпись в документе исполнены умершим, и инициировали проведение почерковедческой экспертизы.

– Расписка представляет собой текст среднего объема, примерно на пол-листа. Иногда его печатают, а внизу ставят подпись. В нашем случае расписка полностью выполнена рукописным способом, в ней содержался достаточно большой объем графического материала, – рассказывает главный эксперт.

Для того чтобы провести экспертизу такого документа, специалистам необходим набор сравнительного материала: свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка. Первый тип – это рукописи, которые исполнитель делал для своих целей, например, конспекты, анкеты, объяснительные, различные старые записи. Важно, что при выполнении таких документов человек не знал и не предполагал, что они могут быть использованы в качестве образцов почерка. Второй тип – рукописи, созданные после начала следствия по делу, но не для экспертизы, например, лично написанные показания, объяснения и т.д. Что касается экспериментальных образцов, они выполняются специально для экспертизы: человек в разных позах и условиях под диктовку или в произвольной форме пишет текст, в который включены фразы или слова из исследуемого документа.

В случае с умершим его родственники по понятной причине представили на экспертизу только свободные образцы – документы, которые мужчина составлял при жизни. Судебному эксперту предстояло сравнить с ними вышеупомянутую расписку и установить, один ли у них исполнитель. Игорь Стефанович делится некоторыми подробностями о том, как происходит подобное исследование:

– Существуют общие и частные признаки почерка. При исследовании текстов большого и среднего объема обращаем внимание на то, как они расположены на листе бумаги, какие отступы остаются от краев, какие красные строки, межстрочные и межбуквенные интервалы делает исполнитель, где находятся заголовок и подпись относительно текста. Также анализируем выработанность почерка: темп, координацию, направление движений, размер, разгон, наклон букв, их расстановку между собой, степень связности почерка и т.д. Все это общие признаки, которые при обнаружении сравниваются с образцами. Необходимо найти еще и комплекс частных признаков. К ним относятся форма, направление, протяженность движений при выполнении письменных знаков и их элементов, строение букв и т.д. Если частные признаки в представленном тексте и остальных образцах тоже совпадают, эксперт приходит к выводу о наличии тождества. Так было и в случае с умершим предпринимателем.

К слову, помимо идентификационных, судебные эксперты также проводят диагностические исследования почерка. В частности, устанавливают, в каком эмоциональном состоянии и при каких условиях человек исполнял текст: под воздействием алкоголя или психоактивных веществ, в стрессовой ситуации, под чьим-то давлением. А может быть, автор делал это в неудобной позе или необычных условиях: на колене, в движущемся транспорте, на весу. Кроме того, чтобы выяснить, лицо какого пола, примерного возраста выполнило запись, могут проводиться классификационные исследования.

Что касается подписи, со слов собеседника ее исследовать сложнее, ведь объем графического материала в ней гораздо меньше. Личное начертание, используемое в удостоверительных целях, человек создает, когда почерк уже сформировался, при этом каждый вкладывает в подпись разный объем графической информации. Чтобы прийти к заключению, судебному эксперту приходится изучить все малейшие детали. К примеру, несколько лет назад благодаря проделанной работе судебных экспертов УГКСЭ по Гродненской области, Гродненского МРО ГКСЭ, центрального аппарата ГКСЭ (тогда было проведено порядка 40 экспертиз) правоохранительным органам удалось доказать факты противоправной деятельности бухгалтеров одного из предприятий Зельвенского района. На протяжении ряда лет они составляли приказы на премирование и выделение материальной помощи сотрудникам, сами расписывались за них, а деньги перечисляли себе.

– Особенность подписи в том, что она выполняется с высокой степенью автоматизма, – рассказывает Игорь Масюкевич. – Если у человека выработанный почерк, он выполняет личное начертание в быстром темпе и при хорошей координации движений: именно она отвечает за четкость письма, при которой штрихи получаются ровными, без искажений, извилистостей. Если же кто-то старается воспроизвести чужую подпись, это проявляется в замедлении темпа, необоснованных остановках, тупом начале движений, извилистости штрихов, излишней угловатости. При наличии таких признаков у судебного эксперта возникает подозрение, что подпись может быть неподлинной, и она могла выполняться с намеренным изменением либо подражанием. Даже если подражатель потренировался перед тем, как подделать подпись, или обладает письменно-двигательным навыком с совершенной системой движений, почерковед распознает подделку. Главное, чтобы имелось достаточное количество сравнительного материала.

В целом экспертиза почерка – скрупулезный и кропотливый труд, требующий терпения, усидчивости и, конечно, высокого профессионализма сотрудника ГКСЭ, который ее проводит. В ходе исследования судебному эксперту необходимо решить широкий круг задач, который сводится к подготовке доказательств для суда и следственных органов. Эта работа не терпит ошибок, ведь от заключения судебного эксперта во многом зависит дальнейшая судьба человека.

 


Ольга Махнач, «Милицейский вестник»