В семье Лазаковичей из г. Могилева – два Евгения и оба офицеры: 59-летний полковник милиции в запасе Евгений Леонидович и его сын – 34-летний подполковник юстиции Евгений Евгеньевич. Первый – 33 года жизни посвятил службе в органах внутренних дел, а второй служит экспертом 16 лет, из которых десять – в управлении Государственного комитете судебных экспертиз по Могилевской области, сейчас занимает должность главного эксперта управления криминалистических экспертиз и учетов. Накануне праздника Дня отца, который отмечается 21 октября, мы поговорили с обоими на тему их взаимоотношений и роли отца в семье и судьбе сына.
Евгений Леонидович в офицерских кругах известен по службе в уголовном розыске и своей преподавательской деятельности. На судьбоносное решение о поступление на службу в органы внутренних дел повлиял его брат, который будучи юношей, мечтал быть сыщиком и попросил Евгения узнать, кого готовят в Могилевской школе милиции. Узнав, что там готовят сотрудников уголовного розыска по борьбе с хищениями социалистической собственности, и сам Евгений Леонидович решил, что будет здесь учиться, чтобы стать сыщиком! На первый зов Родины довелось откликнуться уже во время учебы – в 1986, тогда после аварии на Чернобыльской АЭС могилевчанин Евгений и другие курсанты школы милиции в Хойникском районе Гомельской области принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, обеспечивая охрану общественного порядка в 30 километровой зоне отселения.

Закончив Могилевскую школу милиции, будущий сыщик начинал карьеру с работы сельским участковым в Горецком РОВД, через год был направлен на трехлетнюю учебу в Киевскую высшую школу МВД СССР имени Дзержинского. Затем – с 1991-го по 1995-й год – служил в уголовном розыске Центрального РОВД г. Могилева. Лихие времена – убийства, причинение тяжких телесных повреждений, разбои, семейно-бытовое насилие, кражи – по двенадцать-пятнадцать выездов на места преступлений за сутки. Времена были действительно тяжелые, вспоминает Евгений Леонидович и добавляет, что благодаря решительным действиям Президента страны правоохранители покончили с организованной преступностью. И в то же время полковник признается, что это были лучшие годы его службы! «Я никогда не думал, что можно в выходной идти на работу, если тебя никто не заставляет, – идешь, потому что тебе это надо. Когда раскрываешь преступление и видишь людей, которым ты помог, – это дорогого стоит».
Интересно, что не только от потерпевших приходилось слышать сыщику слова благодарности – даже от самих задержанных злоумышленников – за то, что не дали совершить еще больше ошибок. С некоторыми из них Евгений Леонидович до сих пор остается в нормальных человеческих отношениях, а одному несовершеннолетнему, осужденному за хулиганство, сыщик с женой отправляли в «места не столь отдаленные» посылки с сигаретами, потому что тот писал письма: «Дядя Женя, пришли передачу, курить нечего...»
На счету Лазаковича сотни раскрытых преступлений и задержаний преступников, в том числе с риском для жизни и здоровья. Страха не было, но волнение присутствовало уверяет Евгений Леонидович. Когда ты с табельным оружием идешь первым, а за тобой – подчиненные, нельзя давать волю хоть какой-то неуверенности, это может отразиться на конечном результате и привести к непоправимым последствиям.
А в 1995 году опытного оперуполномоченного Лазаковича пригласил преподавателем в Альма-матер начальник Кончатов Валерий Николаевич. Признается, что расставаться с уголовным розыском не планировал, но пообещали, что через год получит квартиру! Впрочем, и в сфере преподавания он добился успехов и стал профессионалом, которому удавалось влюбить курсантов в службу. «Когда видел, что могу своими действиями, посредством преподавания, научить курсантов азам, необходимым в работе, что в дальнейшем поможет им обеспечить свою безопасность – это радовало, давало чувство удовлетворения. Мне нравилось, что из школы милиции выходят достойные сотрудники. Нынешний начальник Академии МВД Александр Васильев, например, – мой ученик. И многие-многие другие. Только полковников, которых я выпускал, наберется столько, что в этот зал не вместятся. Это классно», – оценивает результат своей преподавательской деятельности Лазакович-старший. Всего в школе (позже – это колледж милиции, сейчас – институт МВД) он проработал двадцать лет. В 2014-м ушел в запас с должности первого заместителя начальника института МВД. За 33 года службы в органах внутренних дел трижды представлен к государственным наградам – медалям «За безупречную службу».

На вопрос, какой отпечаток на характер наложила служба в органах внутренних дел, полковник отвечает не задумываясь: это и внутренняя дисциплина, самоконтроль, обязательность и порядочность. Будучи сыщиком, Евгений Леонидович понимал, что в гонке за быстрым раскрытием преступлений нельзя совершить ошибку – невиновный не должен пострадать.
Все эти годы службы у полковника был и есть хороший тыл – это его супруга, сын и дочь. К слову, идея назвать сына именем главы семьи принадлежала супруге. Рассматривалось несколько вариантов, даже решили тянуть записки с именами из милицейской шапки! Мамина рука вытащила записку с именем «Женя».
«В детстве я видел, что папа дома появлялся не часто. Помню, как ночью звонит телефон, папа встает, собирается и уезжает на службу… – включается в разговор младший Евгений. – Огромная заслуга в том, что наша семья состоялась, принадлежит маме. То, как она поддерживала папу, отдавала всю душу нам и ему. Я не представляю, откуда у нее было столько энергии – и папе постоянное внимание и любовь, и с нами умудрялась все успевать, хотя она тоже все время работала! Помню, что она уходила очень рано, папа тоже постоянно на службе. Но при этом у меня нет воспоминаний об одиночестве и недостатке внимания – нам всего хватало».
Еще одно яркое воспоминание из детства – пистолет сыщика. В те годы у сотрудников уголовного розыска и участковых инспекторов табельное оружие было на постоянном ношении – никогда не знаешь, когда придется идти на задержание. Из сознания маленького мальчишки папин пистолет не ушел бесследно.
«Я старался оградить детей от того, что мне приходилось видеть по службе, чтобы они выросли достойными. И, слава Богу, горжусь своими детьми. Искренне горжусь, потому что они настоящие люди с правильным пониманием и отношением к жизни. Мы друг друга понимаем, любим, уважаем. Это дорого стоит. Я за них горы сверну, они – за меня... – рассказывает Лазакович-старший. – Честно, я очень мало уделял внимания воспитанию детей. Но если начинал, то сыну «доставалось»: я никогда не поднял руку ни на сына, ни на дочь, но иногда долго – часами – читал сыну «лекции» о порядочности и ответственности».
«То, что папа говорит, что он не участвовал или мало участвовал в воспитании, – это преувеличение, – поправляет отца сын. – Папа воспитывал своим примером. Скажем, показывал, как взаимодействовать с коллегами. Многое я получил из тех моментов, когда собирались друзья семьи, сослуживцы. Я видел, что уголовный розыск – это такой единый организм, где все друг за друга, всегда вместе. Какие-то рассказы, интересные истории – это очень цепляло. Еще папа – это пример мужества и чести. Папа научил ценить в людях честность, открытость, искать в них доброту. Нет людей только плохих. В каждом есть как плохое, так и хорошее, и с этим хорошим необходимо работать».
Когда сын-старшеклассник сообщил, что хочет пойти по стопам отца, родители удивились, но поддержали. Евгений-младший признается, что роль сыграл не только пример отца-офицера (что, безусловно, тоже), но и его интерес к техническим устройствам, а в милиции в то время появлялось все больше технических средств различного применения. Дальше – учеба в Московском университете МВД России, где Женя понял, что возможность работать с большим количеством технических устройств, редких, сложных, недоступных для широкого круга людей, ему даст криминалистика, а раскрыть себя наиболее полно он сможет в судебной экспертизе.
Отец-милиционер поддержал желание сына: «Я видел работу эксперта. Понимал, что эксперт – это конечная инстанция. Вот у них действительно должны быть чистые руки, холодная голова и горячее сердце. Это правда, потому что от их выводов зависит конечный результат – и раскрытие преступления, и судьбы людей».
По окончании Московского университета МВД России Евгений Лазакович-младший прибыл на службу с семью допусками на право самостоятельного проведения криминалистических видов экспертиз.
«Для меня было неожиданностью, когда сын сказал: пойду по твоим стопам. Я говорил, что в доме первый и последний милиционер – это я, потому что хотел оградить детей от работы, связанной с риском и не всегда благодарной. А сегодня горжусь тем, что сын в чине подполковника. И главное – он профессионал. Я очень горд, что благодаря тем исследованиям, которые проводил в том числе мой сын, установили личность погибшего милиционера из батальона милиции капитана Владимирова. Для меня это архиважно! Я радуюсь, что мой сын любит свою работу – нужно заниматься тем делом, которое приносит удовлетворение, в противном случае – нет смысла. Вы не представляете, как я горжусь, когда сыну присваивают очередное специальное звание или вручают награду. Когда ему присвоили звание подполковника, еще неизвестно, кто больше радовался, – он или я».

С неменьшей гордостью называет доброе имя своего отца и Лазакович-младший. «Закончив вуз и приступив к работе, я начал пересекаться по службе с людьми, которые работали с моим папой или у него учились. За все время моей службы, мне никто ни разу не сказал плохого слова про моего отца – мне всегда жали руку и говорили: когда он сыщиком работал – он был лучшим сыщиком, когда стал преподавателем – он был лучшим преподавателем. Доходит до таких курьезных ситуаций, что у офицера, узнавшего, кто мой отец, сразу же появляется доброжелательность ко мне, и он взахлеб рассказывает о том, что это были лучшие занятия, потому что Евгений Леонидович преподавал и весело, и интересно, и с примерами. Мое личное мнение: поработав в розыске, набравшись опыта и потом перейдя в школу милиции, мой отец создал хороший задел для системы правоохранительных органов нашего государства, потому что появились хорошо подготовленные сотрудники, влюбленные в свою работу. Папин пример показал мне и другим, что офицер – это воплощение мужества, отваги, честности, постоянное стремление вперед. Офицер – это человек, который делает мир светлее и лучше».
Ирина Рачковская, официальный представитель управления ГКСЭ по Могилевской области