Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Как проводят экспертизу на наличие в веществе наркотических составляющих 22 марта 2017

Давайте представим: правоохранители задержали гражданина и в его кармане нашли сверток с подозрительным содержимым, которое в протоколе описали как «вещество растительного происхождения зеленого цвета». Вещдок тут же упаковали в специальный пакет и отправили на экспертизу. Что с ним происходит дальше?

Накануне встречи со старшим экспертом экспертно-криминалистического отдела по Советскому району Первомайского (г. Минска) межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Михаилом Андрющенко я приготовила «вещество растительного происхождения», смешав табак, мяту и рыбные специи. Разумеется, специалисту о составляющих микса ничего не сказала — его задача была определить, содержит ли он наркотические компоненты и если да, то какие именно.

Надев медицинские перчатки, М. Андрющенко высыпал «зелье» на белый лист, сфотографировал. Некоторое время разглядывал под микроскопом. Затем с уверенностью заявил, что конопли здесь однозначно нет: даже в измельченном виде это растение имеет свои признаки — например, многочисленные волоски определенной формы.

После он взвесил содержимое пакетика на весах, показывающих точность измерения до четвертого знака после запятой.

Для самой экспертизы потребовалось мизерное количество вещества. Эксперт поместил его в одноразовую пластиковую пробирку, добавил спиртосодержащую жидкость, чтобы получить экстракт, и на несколько минут поставил в специальную центрифугу. Ее предназначение — сделать раствор чистым, осадив частички на дно пробирки.

Затем эксперт перелил содержимое в стеклянную виалу — маленькую емкость — и закупорил.

Далее начался основной этап исследования — при помощи газового хроматографа и спектрометра. Прибор специальным шприцем сделал забор вещества из виалы — понадобилась всего лишь тысячная часть миллилитра.

Уже через несколько минут эксперт констатировал, что смесь состоит минимум из двух растительных компонентов и один из них — табак.

По словам Михаила Андрющенко, принесенный мной образец больше характерен для курительных смесей и спайсов. Ведь современные наркотики в изначальном виде чаще всего — порошок, который умельцы разводят с жидкостью и наносят на табак, лекарственный сбор и даже чай. Оставалось выяснить, содержит ли микс какой-либо психотроп. Если даже дурман окажется многокомпонентным, то упомянутые выше приборы определят это, и после по масс-спектрам, которые исключительно индивидуальны, дадут четкий ответ, что это за вещества. В практике эксперта были случаи, когда в одном исследовании выявлялось наличие трех различных психотропов. В моей смеси, согласно результатам проведенной экспертизы, никаких запрещенных веществ, разумеется, обнаружить не удалось.

Порой у задержанных правоохранители изымают не вещество, а то, из чего его употребляли. Например, трубку или сверток из фольги. На них можно выявить наслоения, по которым эксперт запросто определит, что курили — табак или какой-нибудь «ганджубас». Иногда на исследования поступают даже вазоны с растениями.

Ежемесячно М. Андрющенко проводит около трех десятков подобных исследований. Встречаются и срочные, когда правоохранители задерживают человека, имеющего при себе нечто подозрительное, и у них всего 12 часов для принятия решения, есть ли основание для возбуждения уголовного дела или нет. К слову, больше чем в 50 % случаев дурманящий эффект веществ все же подтверждается. Исследование одного занимает около 1,5–2 часов.


Источник информации: http://minsknews.by/blog/2017/03/20/kak-provodyat-ekspertizu-na-nalichie-v-veshhestve-narkoticheskih-sostavlyayushhih/