Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Оставить след. Совпадение отпечатков возможно с вероятностью 1:64 миллиардам 15 января 2024

Как судебные эксперты по следам рук устанавливают личности граждан, и существуют ли люди с одинаковыми папиллярными узорами, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости»

Еще до рождения природа наделяет нас особой маркировкой — индивидуальной совокупностью признаков, содержащихся на поверхностях ладоней и ступней. Неповторимый папиллярный узор уникален даже для каждого из однояйцевых близнецов, а их совпадение возможно с вероятностью 1:64 миллиардам.

Именно уникальность папиллярных линий позволяет судебным экспертам управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску идентифицировать личности граждан, не желающих или не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить о себе достоверные анкетные данные, неопознанные трупы и следы рук, изъятые с мест нераскрытых преступлений.

Среди миллионов отпечатков, хранящихся в нашей базе данных, специальная программа в течение часа определяет круг лиц, наиболее подходящих по расположению идентифицирующих признаков, то есть тех, кому предположительно может принадлежать конкретный след, — рассказывает начальник отдела криминалистических учетов управления криминалистических экспертиз и учетов управления ГКСЭ по г. Минску подполковник юстиции Николай Лало. — Затем судебный эксперт вручную сравнивает следы с дактокартами базы. Совпадение по 10 и более признакам позволяет установить их принадлежность конкретному человеку, в том случае если его персональные данные содержатся в базе.

Дактокарты в базе может и не оказаться. Но, если след совпадет с тем, что ранее был выявлен на месте другого происшествия, эксперты обязательно передадут эту информацию в правоохранительные органы.

Идентификация по отпечаткам, безусловно, играет важную роль в раскрытии преступлений, когда по оставленным на месте происшествия следам удается изобличить злоумышленника. Но это не единственное применение дактилоскопической экспертизы. Ситуации, в которых правоохранители прибегают к помощи судебных экспертов для установления личности, бывают разные. Почти всегда они сопряжены с нелегкими моментами в жизни людей. Однако благодаря результатам работы судебных экспертов удается оперативно сообщить родственникам информацию о местонахождении их близких.

В ноябре 2023 года в Советском районе случилось дорожно-транспортное происшествие. В нем серьезно пострадала и была госпитализирована без сознания женщина. При себе у нее не имелось никаких документов, и только благодаря проведенному дактилоскопированию и дальнейшей проверке по дактоучетам мы смогли установить ее личность и сообщить родственникам о местонахождении гражданки, — приводит пример Николай Юрьевич. — Нам также удалось определить данные еще одного пациента больницы, доставленного с остановки общественного транспорта бригадой скорой медицинской помощи по вызову небезразличного прохожего. Для правильного выбора лечения врачам необходимо было узнать анамнез больного. За помощью они обратились к судебным экспертам, поскольку сделать это другим путем не представилось возможным: документов при нем не оказалось. Провели дактилоскопирование мужчины и установили, что пациент — 65-летний минчанин. При этом его родственники даже не предполагали, что с членом их семьи что-то случилось. После своевременного оказания необходимой медицинской помощи жизни горожанина ничто не угрожало.

Судебным экспертам нередко приходится устанавливать и личности неидентифицированных трупов. Например, с их помощью удалось выяснить анкетные данные женщины, тело которой нашли осенью в жилом секторе в Заводском районе.

При проверке следов рук и дактокарт по АДИС, проведении идентификационной дактилоскопической экспертизы на судебном эксперте лежит большая ответственность. В выводах должен содержаться однозначный ответ без каких-либо «может быть» или «вероятнее всего», — отмечает Н. Лало. — Если такого не произошло, эксперт никогда не даст положительного заключения, ведь нельзя, к примеру, допустить вероятность незаслуженного наказания либо ошибочно сообщить о гибели человека.

До 1998 года дактилоскопические учеты представляли собой картотеки огромных массивов бумажных дактокарт. Тогда назрела необходимость перевести всю имеющуюся информацию в электронный формат. С 1989-го Министерство внутренних дел совместно с иными научными учреждениями проводило работу по созданию республиканской автоматизированной дактилоскопической идентификационной системы. Программное обеспечение, позволяющее осуществлять поиск по созданному банку данных, разработали белорусские ученые. На различных этапах развития эта система именовалась «Дактомат», «Сонда». Используемая в настоящее время АДИС также отечественная — она разработана и поддерживается белорусскими специалистами.

Летом 2023 г. в столичном управлении ГКСЭ организовали специальную лабораторию, предназначенную для проведения дактилоскопических экспертиз. Она оснащена новейшим оборудованием, что позволяет максимально качественно проводить исследования по выявлению следов рук на различных видах поверхностей.

Работа с автоматизированным дактилоскопическим учетом не прекращается ни на минуту. Представители органов уголовного преследования могут получить необходимые ответы на запросы в любое время суток, в любой день недели. При этом деятельность судебных экспертов, их опыт и знания по-прежнему остаются ведущими.

Источник информации «Минск-Новости»