Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Чёрно-белая гармония Андрея Ветрова 21 января 2021

Государственный судебный эксперт управления технических экспертиз УГКСЭ Андрей Ветров уже знаком нашим читателям. Мы писали о нём не только как о специалисте в области судебной фоноскопической экспертизы, но и как о фотомастере, считающем свое любимое увлечение “пожизненным диагнозом”. На этот раз поводом для встречи вновь стала фотография, а точнее – целый альбом с душевными и очень выразительными портретами сотрудников УГКСЭ.  

***

Подбирая для своего очерка какое-нибудь остроумное изречение, остановилась на словах, сказанных знаменитым фотопортретистом Юсуфом Каршем. Канадский фотограф армянского происхождения, умерший в возрасте 93 лет, оставил огромное наследие из выдающихся чёрно-белых портретов известных людей: Эрнеста Хемингуэя, Уинстона Черчилля, Альберта Эйнштейна, Юрия Гагарина, Матери Терезы и других. Однажды мастер сказал: «В каждом мужчине и в каждой женщине таится секрет, и, как фотограф, я должен раскрыть его, если могу»...

***

Впервые с фотоделом Андрей Ветров познакомился в шестилетнем возрасте. И надо сказать, это знакомство стало для моего собеседника настоящим шоком. Он увидел, как на листе чистой бумаги, опущенной рукой отца в ванночку с какой-то жидкостью, появляется изображение. Тогда у мальчика появилась мечта – иметь собственный фотоаппарат, и спустя несколько лет родители преподнесли ему на Новый год долгожданный подарок – «Смену-8М»... С тех пор влюбленность Андрея в фотографию не проходит.

***

Летом 2019 года, когда стало известно о реорганизации управления специальных и технических экспертиз в два отдельных подразделения, возглавлявший его Иван Никитин предложил А.Ветрову собрать вместе сотрудников и сфотографировать. Как оказалось, Андрею это было уже давно интересно: не единожды он задумывался над тем, чтобы объединить всех коллег в каком-нибудь проекте.

– Я с удовольствием согласился, – рассказывает собеседник. – Но на то, чтобы обдумать идею, представить визуально все картинки в голове (а мыслю я именно картинками), объединить их в одно целое, мне понадобилось несколько месяцев. Наконец идея выкристаллизовалась...

С согласия руководства Андрей принес из дома свою технику, в свободном кабинете организовал «мини-фотостудию». Для каждого героя продумал образ и в день съемки просил прийти в определенной одежде, взяв при необходимости тот или иной атрибут. К каждому портрету подходил индивидуально в выборе позы и света. Фотографировал на протяжении четырех месяцев, когда выдавалась свободная минутка. Всего в альбоме – несколько десятков человек.

– Не секрет, что среди экспертов есть как аттестованные сотрудники, так и гражданские. Моя идея заключалась в том, чтобы всех уравнять, показать не столько конкретных специалистов, сколько обычных людей. В альбоме нет подчиненных и начальников: мы на равных. Это объясняет мое решение сделать фотоснимки чёрно-белыми. Такой вариант – наиболее классический, простой способ достичь визуального тонового равенства между всеми составляющими композиционного целого. А поскольку каждое фото – это часть общей композиции, все вместе они образуют чёрно-белое единство. Как видите, и подписи к снимкам состоят из имен и фамилий, без отчества. Это более неформальный подход, – поясняет А.Ветров.

Со слов судебного эксперта, образы большинства героев его работ сложились заранее. «Многих я уже знал, как фотографировать. Например, Дмитрий Гриневич известен как человек четкий, конкретный, который дает какое-то распоряжение и требует его исполнения. Он снят в движении, в порыве, встающим из-за стола. При помощи света я акцентирую внимание на его лице, руки же находятся в тени. Совсем другая фотография Елены Фиаловой. Она сделана с использованием мягкого освещения, в светлой тональности, что тоже передает суть характера: мягкого, спокойного. Павел Николаевич увлекается фотосъемкой и собирает фотоаппараты. Поэтому на снимке присутствует один из раритетных экземпляров его коллекции. Валерий Расюкевич – любитель всяких редкостей, мастер на все руки, садовод. С улыбкой и в очках он немножко похож на Жванецкого. Его руки обнимают выращенные им перчики. Умиротворенный характер Ирины Ковальчук навеял мне образ Моны Лизы: съемка практически в фас, положение рук – как на картине Леонардо да Винчи, равномерное освещение. А когда лет шесть назад я пришел в комитет и впервые увидел Елену Чипурко, мне запомнились её глаза и волосы. По этому старому воспоминанию я сделал портрет в светлой тональности. При этом лицо Лены занимает большую часть кадра», – рассказывает Ветров.

***

Верстался альбом около двух месяцев. При расположении фотографий Андрей пользовался визуальными правилами компоновки, вне зависимости от того, кто начальник, а кто подчиненный. В конце издания автор разместил краткую справку об истории управления специальных и технических экспертиз, написанную Иваном Никитиным.

– Теперь этот альбом – память о людях, с которыми мы провели немало времени вместе. Есть те, кто уже ушел из ГКСЭ, а кто-то, к сожалению, из жизни. Каждому герою я уделил внимания столько, сколько нужно. До тех победных пор, пока образы, которые были у меня в голове, не сложились и не воплотились в том, что я увидел на мониторе компьютера. Поэтому все снимки считаю по-своему удачными и интересными. Вместе с тем каждый из зрителей может разглядеть в них что-то свое. В этом и прелесть фотографии – её многогранность и демократичность в трактовке.


Ольга Махнач, «Милицейский вестник»
Фото Андрея Ветрова