Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
По следу… голоса 22 августа 2016

По следу… голоса

Уникальные фоноскопические экспертизы уже полтора года  проводят в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области. 

ЭКСПЕРТЫ РАБОТАЮТ В ТАНДЕМЕ 

Это экспертиза по голосу и речи. Всем известно, что преступник оставляет на месте преступления отпечатки пальцев. Оказывается, доказательством совершенного противоправного деяния могут стать и следы голоса. Как и отпечатки пальцев, голос каждого человека уникален, имеет свои особенности. Однако лишь специалист способен идентифицировать его, сравнив речь подозреваемого с образцами голоса, взятыми у него в процессе проведения следственных действий. 


В области всего два специалиста, которые могут проводить фоноскопическую экспертизу. Это государственные эксперты Андрей Ветров и Елена Фиялова. Андрей Васильевич – радиотехник, Елена Николаевна – филолог. Пройдя обучение в центральном аппарате Государственного комитета судебных экспертиз, затем стажировку, они сдали экзамены и получили допуск на самостоятельное проведение фоноскопических экспертиз. 


Существует несколько методов анализа голоса: инструментальный и лингвистический. Андрей Ветров занимается инструментальным анализом. 

– Я представляю голос и речь в визуальной форме, и уже по картинке его оцениваю, анализирую, сравниваю и делаю выводы, – рассказал Андрей Васильевич. – Как измеряют что-то инструментом, так я провожу измерение голоса на основании специализированных программ. 

Отображенный на мониторе компьютера «след» голоса представляет собой некую картинку – спектрограмму. Есть специализированные программы, которые позволяют визуализировать звук и точно измерить его параметры: частоту основного тона, различные максимумы энергии звукового сигнала. Однако компьютер не выдаст ответы на все вопросы. Только эксперт может принять окончательное решение исходя из анализа данных, основываясь на объективных методах измерения параметров голоса и речи. 

Лингвистический анализ – это анализ голоса и речи на слух. Его проводит Елена Николаевна. Слушая и затем описывая на бумаге голос, она обращает внимание на то, как человек строит предложение, какую лексику употребляет, на особенности речи, то есть картавит он, произносит по-особенному какие-то звуки. Сравнивает с образцами голоса подозреваемого. Если такие же индивидуализирующие признаки речи есть и в образцах голоса, значит это один и тот же человек. 

Фоноскопическая экспертиза комплексная. Оба эксперта, сделав свои выводы, обобщают их и дают совместное заключение. Нередко им приходится сталкиваться с нецензурной речью. Порой в предложении из двух десятков слов нормативной лексикой являются только союзы. А эксперт должен понять, что же люди хотели сказать. Одно и то же прослушивают не один раз. Музыкальный слух для такой работы не требуется. Но необходимо напрягать его, чтобы понять невнятные на первый взгляд фразы. С помощью специальной программы убираются шумы. Это сложная экспертиза, требуется немало времени на ее проведение. Как правило, на одно исследование уходит не менее двух недель, а порой и месяц. 

Кроме установления дословного разговора, идентификации лиц по голосу и речи, эксперты проводят еще и исследование на предмет наличия монтажа как аналоговых записей, так и цифровых. Установить, была ли запись смонтирована или это оригинал,  довольно сложно, но возможно. 

Телефонных «минеров» 

ЛЕГКО ВЫЧИСЛИТЬ 

Сейчас таких случаев практически нет, но ранее подростки «баловались» тем, что звонили на телефон милиции 102 с сообщением о минировании школы. Так они хотели увильнуть от контрольной или прогулять занятия. Сейчас малолетние «минеры» поутихли, так как знают, найти их милиции не составит особого труда. Помогает в этом фоноскопическая экспертиза. 

Эксперты вспоминают, как в прошлом году, приняв изрядную долю алкоголя, гродненец «заминировал» здание суда, позвонив в службу «102». В разговоре назвал себя «террористом номер один по городу Гродно». Эксперты в первый раз слушали его на аудиозаписи звонка в милицию, а затем во время отбора образца голоса. И это словно была речь разных людей. Налицо пропасть в поведении, мыслях, психологическом состоянии между выпившим и трезвым человеком. 

– В этом случае мы даже не идентифицируем голос, так как разговоры как правило длятся несколько секунд, а определяем психологический портрет человека, – заметила Елена Фиялова. – Мы можем определить пол, возраст человека, какой его родной язык, есть ли дефекты речи, диалект. Также по голосу слышно, находился ли он во время разговора в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если у правоохранителей есть подозреваемое лицо, которое отрицает, что он звонил, мы делаем сравнительный анализ и даем заключение: действительно это он или нет. 

Некоторые считают, что если они зажмут нос или попробуют иным способом изменить голос, их нельзя будет вычислить. Это заблуждение. Эксперты утверждают, что большое число признаков остаются неизменными, даже если закрыть нос или набрать в рот гелий из воздушного шарика и пропищать в телефонную трубку. Часть признаков, конечно, будет потеряна, но многие останутся. По ним и можно сделать вывод о принадлежности голоса тому или иному человеку. 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В СУДЕ 

Фоноскопическая экспертиза становится средством доказательства вины, когда человек отрицает свою причастность к совершению преступления. Даже если следователь располагает диктофонной записью, он не всегда может утверждать, кому принадлежит голос. Тем более, если обвиняемый отказывается признать свою вину. Тогда и требуется фоноскопическая экспертиза. Не так давно был случай, когда иностранец приехал в Беларусь с целью вербовки девушек. Он и не предполагал, что уже попал «на крючок» милиции, а его телефонные разговоры записываются. Но после проведенной экспертизы голоса уже нельзя было отрицать очевидное. 

Чаще всего эксперты приходят на помощь следственным органам в случаях расследования фактов вымогательств, шантажа, взяток. Помогают они раскрывать и такие тяжкие преступления, когда преступник не сам убивает, а нанимает кого-то другого. Оперативники, выйдя на след заказчика, записывают его переговоры. Экспертиза голоса и становится доказательством подготовки к убийству. Кстати, фоноскопическая экспертиза имеет научную основу и практику во всем мире. Ее результаты признаются судом. 

ГОЛОСОВАЯ БАЗА ДАННЫХ 

Чаще всего экспертам приходится идентифицировать голос, имея образец речи подозреваемого. Им предоставляется возможность самим поговорить с таким человеком. Можно, например, использовать и запись допроса. Однако не всегда есть подозреваемый в совершении преступления. Тогда можно воспользоваться образцами речи отдельных лиц, собранными в специальную базу. 

Существует республиканская база данных – фоноучет. Категория граждан, проходящих по определенным статьям Уголовного кодекса, по закону подлежит постановке на фоноучет. Прежде всего это те, кто совершил тяжкие и особо тяжкие преступления, убийства, вымогательства. Их голос и речь записываются и хранятся в базе. В случае необходимости оперативные службы обращаются к ним. 

ВНИМАНИЕ, ВЕДЕТСЯ ВИДЕОЗАПИСЬ 

Эксперты считают свою работу интересной. Говорят, что не действуют по шаблону, все время приходится учиться и открывать для себя что-то новое. Хотя такой труд сказывается на повседневной жизни. Елена Николаевна призналась: поднимая телефонную трубку, ловит себя на мысли, что пытается сразу же определить особенности голоса. Инженер-акустик Андрей Васильевич оценивает голос не по критериями «приятный-неприятный», а какова высота, частота тона, особенности речи. 

Фоноскопическая экспертиза имеет все предпосылки для дальнейшего развития. Сегодня никого не удивишь звукозаписывающей техникой. Практически у каждого есть телефон с видео. Повсюду установлены камеры наружного видеонаблюдения, видеорегистраторы в автомобилях. Возможно, в недалеком будущем видеокамеры в общественных местах будут записывать не только картинку, но и звуки, как это уже делается во многих городах мира. Все это открывает перед экспертами большие возможности по идентификации лиц, причастных к совершению правонарушений или преступлений. Так что, собираясь оскорбить кого-то или вступая в перепалку с соседями, людям стоит задуматься, а не записывает ли их кто-то на видеокамеру или диктофон? Возможно, понимание того, что любое правонарушение наказуемо, позволит людям быть взаимовежливыми и осмотрительными. 
 

Фото автора