Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
НА КАЖДЫЙ ИНВОЙС – СВОЙ ДЕВАЙС 19 сентября 2025

Не всегда этому правилу следуют легально

Граждане Беларуси выбирают время от времени работу дальнобойщиков и «перегонщиков» авто. Есть соблазн и обойти какие-то моменты в законодательстве. Хотя главный документ по пересечению границы всегда один. И пользоваться им надо с умом, подтверждает заместитель начальника Брестского межрайонного отдела ГКСЭ майор юстиции Владимир Ильютчик.

КОГДА КОПИЯ НЕ ОСНОВАНИЕ

«Работа эксперта не потеряла актуальности, – считает он. – Даже при использовании компьютерных технологий за основу берется подлинный документ. За 12 лет моей практики ни разу не было документа, изготовленного именно «с нуля». Они различаются и визуально, и физически. Давайте оставим эту область в компетенции именно следственных подразделений. Мы же со своей стороны можем констатировать: основная масса фальшивок не носит белорусского происхождения. И если уж говорить об их происхождении, то сейчас основной поток восточный, а не западный. Дальнобойщики меняют номера полуприцепов, с которыми им разрешен выезд на территорию ЕС и въезд обратно».

В допусках на перевозку (дозволах) и подчищают данные, и подменяют фотографии машин.

ПЕРЕГОН BMW, AUDI И ДРУГИЕ

«Документ подлинный, но в него внесены изменения, – продолжает Владимир Ильютчик. – Это не всегда признак преступных действий, чаще недосмотр со стороны руководителя. Есть методики, позволяющие вскрывать нелегальные действия и предотвращать их. Например, взгляд на угловой штампик фотографии и прилегающую территорию документа. Опытный специалист всегда выявит подделку, например – смещение штампа или другие признаки манипуляций, вроде изменения даты и содержания, вклейки фотографии. Брестская центральная таможня (несуществующий орган. – Ред. «ТБ») не пройдет».

«Первым этапом идет сравнение с республиканской базой документов, где возможно визуальное сопоставление по способам полиграфического воспроизведения изображения, – уточняет Владимир Ильютчик. – И если оно совпадает, то в обычной ситуации нет повода для беспокойства. А, если нет, вот тут-то включается весь состав оперативных инструментов».

По словам эксперта, мы говорим не о многих из них, но это и дата регистрации авто, и въезда в РБ, и иной состав. «Вам это бросается на первый взгляд?» – интересуемся мы. И в ответ слышим, что да, конечно. И хорошее зрение в обычном медицинском смысле важный фактор. Но на глаз многого не увидишь, поэтому и микроскопы (с увеличением до 400 крат), и сканеры, и компараторы в повседневной надобности.

НОМЕР КАК ОПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО

Может быть, как и в истории с фальшивыми деньгами, нет веры первому взгляду. Проверить – долг эксперта.

Есть несовпадения по способу печати. «В 99% случаев серийный номер выполняется способом высокой печати. – поясняет Владимир Ильютчик. – И отступление от этого видно наглядно. К примеру, глубокий бортик по контуру. Его нарушение - один из признаков вмешательства в документ».

У документа есть фоновая сетка, пригодная для наружного анализа.

Маленький красящий шарик на кончике авторучки имеет свои особенности. Они выявятся, если вы, по простоте душевной, достали из кармана перо, что-то подправили в документе. На юридическом языке это называется внесением изменения в первоначальное содержание документа.

Все чернила всех авторучек по-разному реагируют на ультрафиолет, на инфракрасное излучение.

НА ГРАНИЦЕ НЕ ПОД НИЧЬЕЙ «КРЫШЕЙ»

Нанесение дозы самокрасящего вещества – тоже поддается анализу, как и отпечаток принтера, след баллончика на стенке. Можем дойти и до химсостава запрошенного вещества, если это требуется. Это уже наши технологии.

С другой стороны, у любых предприятий меняются директора, появляются документы, подписанные от их имени, с несуществующими оттисками печати. Пример из жизни. Некие «умельцы» придумали и изготовили печати, которые наносили от имени таможни на текущие документы фирмы. Погранконтроль проходили, как и все, а таможенного пытались миновать. У нас по закону это, мягко говоря, не поощряется.

Тут и белорусский язык был фактором. От элементарных ошибок с буквами до внесения в базу данных несуществующей организации. Выявляли такое.

МНИМАЯ НЕVINННОСТЬ

Приобретя автомобиль, гражданин старается поставить его на учет. Тут в ГАИ могут возникнуть два момента, предупреждает эксперт. Или VIN-номер не настоящий, или документ поддельный. Чаще всего – купленный в соседнем государстве. Рынок на эти т.н. свидетельства существует. А самому на принтере изготовить высококачественную подделку затруднительно. Чему и мы свидетели, порой в судах, хоть и не всегда по этому поводу.

«Был случай. Человек лишен судом права управления автомобилем, а в России приобретает новое свидетельство. Здесь оно не работает, хотя, не исключено, работает там. Можно ли было выждать, отбыть срок лишения прав и стать шофером вновь, на нашей территории? Вопрос не ко мне, - резюмирует Владимир Ильютчик. – Я верю в исправление людей. Но мы работаем с бездушными объектами, с набором следов, а не с живыми людьми. И в моей профессии таких кропотливых моментов хватает».

ВОДИТЕЛЬ – НА СВОЕМ МЕСТЕ РУКОВОДИТЕЛЬ

В практике судэкспертизы есть и случаи, связанные с предотвращением реальных угроз на дороге. Например, с незаконным водительским удостоверением. Кому оно выдано, как и когда. Можно это выявить, но это всегда и первоочередная ответственность водителя. Случается такое и на границе.

– Есть случаи, когда только экспертиза покажет?

«Конечно. Например, случаи с удостоверением инвалида на «Варшавке». Это известная схема, которая стала публичной после заявления органов прокуратуры о двух братьях (см. «ТБ» за 2 августа). Доходит до внесения изменения в первоначально выданные законные свидетельства, дающие право на некие льготы. Не скажу, что именно в этом случае, но такие посягновения на законность мы выявляем», – считает Владимир Ильютчик.

В службе судэкспертов подтверждают: электронные базы данных устраняют многие предпосылки для неправомерных действий. Но не все. А значит, за главным вердиктом обратятся в ведомство.


Источник информации: газета «Транспортная безопасность»