За последние четыре года, с момента начала поисковых работ в Гомельской области, проводимых в рамках уголовного дела, возбужденного Генеральной прокуратурой по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, огромное внимание уделено массовым захоронениям, обнаруженным в Ченковском лесу. Множество экспертных исследований, тысячи страниц материалов уголовного дела, экспертиз и архивных документов, статей и репортажей в средствах массовой информации, посвященных страшным находкам, осмотров мест раскопок и выступлений представителей прокуратуры в коллективах – таков итог методичной и кропотливой работы сотрудников прокуратуры, Государственного комитета судебных экспертиз, Следственного комитета и иных ведомств.
Следует отметить, что вышеуказанными раскопками уголовное дело далеко не ограничивается. Так, в 2023 и 2024 годах на территории Гомельской области проведены поисковые работы в Хойникском, Жлобинском, Лельчицком и Светлогорском районах. И если в Ченковском лесу, при достаточно массовом (почти 1000 человек) захоронении, эксперты отдела медико-криминалистических экспертиз проводили исследования в отношении скелетов взрослых людей с полностью сформировавшимися и достаточно хорошо сохранившимися костными структурами, то при работе с останками из вышеуказанных районов судебные эксперты столкнулись с иным, более сложным видом работы – исследованием детских и подростковых захоронений.
Сами по себе свидетельства массового уничтожения людей немецко-фашистскими захватчиками уже вызывают ни с чем несравнимое чувство боли и скорби, как у специалистов, так и у обычных людей. Совсем другое дело, когда в руках оказываются останки детей (а на местах раскопок – еще и детские вещи). Невозможно себе представить, что происходило в момент убийства малолетних и их родителей. Тем не менее, выполнить необходимые экспертизы необходимо, дабы свидетельства тех ужасающих зверств были доведены до каждого ныне живущего человека и будущих поколений во всех подробностях и с соответствующими выводами.
Исследования костных останков детей и подростков являются одними из самых сложных в практике экспертов отдела медико-криминалистических экспертиз. В своей судебно-экспертной деятельности они работают с единичными захоронениями криминального характера, сроки которых, как правило, небольшие, что дает возможность установить не только наличие повреждений на костях, но и половую принадлежность (а у новорожденных еще и признаки доношенности). В таких случаях достаточно хорошо сохранены и объекты для судебной медицинской генетической экспертизы, дающей возможность установить личность погибших.
С захоронениями времен Великой Отечественной войны ситуация совсем иная. Так, кости детей (особенно новорожденных и младшего возраста) частично состоят из хрящевой ткани (особенно их концы, образующие суставы), они не до конца сформированы, части их еще не сросшиеся между собой, костная ткань не окрепшая. Все это приводит к тому, что за 80 с лишним лет нахождения в земле, в условиях, далеко не способствующих консервации тел, значительная часть костей утрачивается ввиду их полного разрушения.
Сохранившиеся кости, учитывая отсутствие давно разложившихся хрящевых частей, представлены лишь фрагментами, которые зачастую невозможно идентифицировать, а многие несросшиеся части могут утрачиваться еще на этапе извлечения их из мест захоронения. Форма и размеры некоторых фрагментов костей таковы, что даже специалист не сразу может определить, принадлежат ли они человеку. Также кости детей могут быть перемешаны с костями (зачастую разрушенными) взрослых людей, что еще более усложняет поставленную задачу.
Судебные эксперты получают так называемое «уравнение с множеством неизвестных», когда, имея лишь разрозненные крупицы информации, необходимо воссоздать максимально подробную картину произошедшего.
Благодаря современной научно-технической базе Государственного комитета судебных экспертиз, знаний и опыту судебных экспертов, усердию, целеустремленности и осознанию важности выполняемой работы, отдельные кости и их фрагменты постепенно начинают формировать скелеты, которые позволяют определить возраст погибших, а также их количество и, в некоторых случаях, высказаться даже о половой принадлежности останков.
Так, благодаря экспертным исследованиям установлено, что в захоронениях, обнаруженных в Хойникском районе, находились останки не менее 15 детей в возрасте от 3 до 17 лет, в Светлогорском районе – не менее 12 детей в возрасте от 3 месяцев до 7 лет, в Лельчицком – как минимум двое детей в возрасте от 4 до 6 лет и от 15 до 18 лет и в Жлобинском районе – также не менее 2 детей в возрасте от 8 до 12 лет и от 13 до 18 лет. Огромное внимание судебных экспертов уделено и костными останкам взрослых людей (в том числе женщин и лиц пожилого возраста), покоившимся вместе с детьми, что свидетельствует об уничтожении людей целыми семьями.
По сведениям прокуратуры в ходе проведенного в апреле 2024 года дополнительного осмотра места происшествия − участка местности урочище «Волчий Дуб» Жлобинского района в лесистой болотистой местности обнаружены и изъяты костные останки нескольких человек, металлические предметы и объекты в сильно коррозированном состоянии, внешне определяемые как гильзы и пули.
В ходе осмотра места происшествия в г.п.Стрешин обнаружены костные останки не менее 12 взрослых и детей, а также гильза и патрон.
Локализация обнаруженных костных останков и сопутствующих этим находкам боеприпасов позволили детально восстановить и подтвердить картину трагедии, произошедшей в п.Верный Жлобинского района осенью 1943 года. Объективно подтвердилась расправа над мирными гражданами, прятавшимися от оккупантов в лесу в урочище «Волчий Дуб» в январе 1944 года. Вскрылись неизвестные факты злодеяний нацистов в г.п. Стрешин в период с осени 1941 до 1943 года, где на ул.Базарной у дома №5 был барак и содержались мирные жители еврейской национальности, а также граждане, оказывавшие сопротивление захватчикам в подполье, участвовавшие в партизанской войне.
Прокуратурой Жлобинского района отмечено, что все проведенные экспертизы выполнены на высоком профессиональном уровне, качественно и в максимально короткие сроки.
Останки наших соотечественников были торжественно захоронены на мемориальных объектах и кладбищах Жлобинского района.
Обнаруженные остатки боеприпасов, признанные вещественными доказательствами по уголовному делу, переданы на хранение в краеведческий музей.
Исторические данные, рассекреченные архивы и свидетельства очевидцев показывают, что, к сожалению, это далеко не последние обнаруженные массовые захоронения, связанные с военными преступлениями нацистов. Но начавшаяся четыре года назад масштабная работа должна быть продолжена, факты, пусть и ужасающие по своей сути, должны быть установлены, виновные в произошедшем определены, осуждены (даже после смерти) и преданы огласке, а погибшие захоронены с полагающимися почестями. Тем самым историческая справедливость будет восстановлена, полученные данные закреплены в соответствующих документах и доведены до ныне живущих и будущих поколений, чтобы раз и навсегда исключить не только оправдание действий, направленных на уничтожение невинных людей, но и возможность даже малейшего намека на повторение подобных событий.
Руслан Габрилёв, официальный представитель управления ГКСЭ по Гомельской области