А вы знали, что почерк так же уникален, как и отпечаток пальца? Благодаря этому он нередко становится объектом профильной экспертизы. Эксперты-почерковеды способны многое рассказать о человеке лишь по образцу рукописного текста: пол, приблизительный возраст, эмоциональное состояние. Для непосвященных это может напоминать сеанс ясновидения, но хиромантия или гадание на картах исключены. Государственный комитет судебных экспертиз — не место для подобных экспериментов, здесь дают заключения по научно обоснованным методикам.
Когда назначают почерковедческие экспертизы, с помощью чего специалистам удается определять подлинность подписи и при каких обстоятельствах несколько строк в записке привели к разгадке самого скандального уголовного дела советского времени корреспонденту «Витебских вестей» рассказала старший эксперт Витебского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь Татьяна Самуйлова.

Казалось бы, все мы учились писать по стандартным прописям, но даже у тех, кто в школе с одинаковым усердием выводил палочки и кружочки, почерк разный. Интересный факт: манера письма заканчивает формироваться только к 25-30 годам. Каждому возрасту присущи свои особенности. Отпечаток накладывает и профессия.
— Если сравнить почерки всех витебчан, уверяю, даже двух идентичных не найдем. В письме заложено много характерных и индивидуальных черт, это не просто набор механических действий. Кто-то пишет быстрее или медленнее, с наклоном или без, непривычным образом держит ручку или карандаш. Играют роль особенности опорно-двигательного аппарата и нервной системы, — подчеркивает судебный эксперт. — Да, есть группа похожих почерков. Например, у учителей, бухгалтеров или врачей. Первые предпочитают сжатый и удобочитаемый текст, тогда как последние упрощают записи из-за большого объема информации и высокой скорости фиксирования. У пожилых людей постепенно теряются навыки мелкой моторики, проявляется тремор, буквы выводятся неуверенно.
При проведении экспертизы оцениваются как общие признаки почерка — размер, разгон, расстановка и т.п., так и частные — особенности выполнения отдельных букв, их отличия от норм прописи.


Почерковедческая — одна из самых сложных и востребованных криминалистических экспертиз. На проверку поступают зарплатные ведомости, договора купли-продажи и даже предсмертные записки.
Задача экспертов — «допросить» буквы и выявить истину. Нередко именно заключения почерковедов говорят о том, где следует разместить запятую в известной фразе «казнить нельзя помиловать», и становятся определяющими при вынесении судебных решений.

Однажды в отдел предоставили товарно-транспортные накладные со стертыми карандашными записями. По вдавленным штрихам техническая экспертиза документов определила содержание текста, а почерковедческая указала на злоумышленников.


Дело «витебского душегуба»
О том, насколько мощное оружие находится в руках экспертов-почерковедов, свидетельствует история поимки известного маньяка Геннадия Михасевича, который орудовал в северном регионе с начала 1970-х. Дело «витебского душегуба» стало самым громким в истории советской криминалистики. Жертвами хладнокровного и расчетливого убийцы были по меньшей мере 36 девушек. Муж и отец двоих детей, мастер-наладчик мастерских совхоза «Двина», командир добровольной народной дружины, коммунист, депутат местного Совета оставался неуловимым почти полтора десятка лет.
С мертвой точки расследование сдвинулось в 1985 году, когда, пытаясь запутать следствие, Михасевич отправил в редакцию газеты «Витебский рабочий» анонимное письмо от имени мифической подпольной антикоммунистической организации «Патриоты Витебска». По легенде ее участниками являлись мужчины, пострадавшие от измен и решившиеся на месть всему женскому полу.

— Начались проверки, в ходе которых изучили почерки почти у всего мужского населения Витебска и области. Группа лучших почерковедов Советского Союза, среди них была и эксперт из Витебска Татьяна Ерофеева, исследовала около 560 тысяч образцов. Татьяна Николаевна рассказывала, что разительное сходство почерков «Патриотов Витебска» и одного из заявлений Михасевича было замечено сразу. Хотя преступник и старался поменять свой стиль, но индивидуальные особенности так и бросались в глаза», — говорит Татьяна Самуйлова.
Подтвердились и другие поисковые признаки. После нескольких дополнительных проверок ночью 9 декабря маньяк был арестован, а позже приговорен к смертной казни.
Источник информации: «Витебские вести»