Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
«Я узнаю тебя из тысячи: по глазам, по губам…» 19 октября 2020

Вы тоже любите фильмы о шпионах, разведчиках или тайных агентах? Если да, то вы наверняка вспомните листовки, которые вывешивались на улицах, чтобы их найти и изобличить. Ещё совсем недавно составлением фотороботов занимались специальные художники, которые с помощью карандаша, холста и чужих показаний могли нарисовать полноценный портрет. Чуть позже для создания таких «картин» использовались специальные прозрачные плёнки с отдельными чертами лица, которые накладывались друг на друга. Но кто и в каких условиях составляет фоторобот именно сегодня? За ответом на этот вопрос корреспондент журнала «Гродно» обратился к Александру Маринычу, старшему эксперту Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.

Специалист, который занимается созданием фоторобота, кто он?

– Это узкоспециализированный эксперт, – поясняет Александр, – который обладает навыками по составлению фоторобота или, другими словами, субъективного портрета. В обязанности такого специалиста входят: разговор с гражданином для выяснения основных черт лица злоумышленника, а также составление фоторобота с учётом полученных данных. Вся работа по составлению субъективного портрета проводится в специальной компьютерной программе. Как только субъективный портрет составлен, он направляется сотрудникам органов внутренних дел, которые в дальнейшем занимаются поиском и поимкой преступника.

Зачем составляют фоторобот, и в каких случаях он необходим?

– Субъективный портрет создаётся в тех случаях, когда другими способами установить личность злоумышленника невозможно. Так, если существует оперативный интерес со стороны правоохранителей, к нам приводят потерпевшего, и мы уже вместе с ним составляем фоторобот. И здесь есть несколько нюансов. Важно, чтобы свидетель или потерпевший помнил составные части лица преступника, иначе он не сможет нам помочь. Также – если правонарушение совершено в тёмное время суток, то человек вряд ли запомнит очертания лица.

К слову, сегодня субъективный портрет составляется исключительно при полном отсутствии фото- и видеоданных о злоумышленнике.

Опишите процесс создания фоторобота – как это происходит?

– Итак, в Государственный комитет судебных экспертиз приходит потерпевший или свидетель. Если он может дать информацию о злоумышленнике, мы сразу приступаем к составлению фоторобота. Мы действуем по принципу от общего к частному и в первую очередь работаем с тем, что человек запомнил больше всего. Например, причёску запомнить легко, поэтому её можно настроить сразу же – в базе быстро находится примерный образец. Другие нюансы, такие как губы, морщины, глаза или уши выясняются уже в ходе подбора. Полученный фоторобот загружается в базу, после чего программа сравнивает его с другими правонарушителями. Это позволяет значительно сократить список потенциальных подозреваемых. Крайне важно сначала составить фоторобот, а затем работать с базой, так как чем больше человек смотрит на фотографии, тем сложнее затем составить субъективный портрет. В таких случаях люди часто говорят: «У меня в голове уже всё перемешалось. Я забыл черты лица преступника».

– Если же человек пребывает в состоянии шока и не может говорить, мы проводим с ним беседу, предоставляем время для отдыха, предлагаем выпить чай или кофе. Ещё одна из наших задач – раскрепостить, создать комфортную ситуацию. Иногда это помогает, и потерпевший начинает с точностью вспоминать некоторые черты лица преступника. Психологическая разгрузка крайне важна, иначе человек ненамеренно может начать придумывать или додумывать портрет злоумышленника. Бывали случаи, когда потерпевший составлял портрет сотрудника, который его привёл, или специалиста, который создаёт фоторобот. Это последнее, что запало ему в память, и он начинает накладывать два образа друг на друга. Задача специалиста в том, чтобы разграничить реальность и фантазию.

Какие детали внешности потерпевшие обычно помнят лучше всего, а какие хуже? От чего это зависит?

– Как правило, чем дольше длится контакт потерпевшего со злоумышленником, тем чётче он его запоминает. Обычно люди помнят особенности телосложения человека, а также его рост: плотный или худой, низкий или высокий. Но если говорить о чертах лица, то часто люди запоминают именно причёску и форму носа: большой, узкий, с горбинкой. Самые плохо запоминающиеся элементы – это обычно глаза и губы. Бывает, потерпевший говорит: «Я не смотрел ему в глаза, я держал сумку, чтобы он её не забрал. Помню только часть лица». Далее все сохранившиеся черты лица выставляются в программе, а остальные детали подбираются вручную и потерпевший оценивает – похоже или нет. И такой поиск может занять не один час. У нас имеется огромная база, где представлены сотни и тысячи разнообразных образцов черт лица. У глаз, к примеру, эта база насчитывает около полутора тысяч примеров. Ведь глаза могут быть узкими, широкими, косыми, с разным разрезом. Нюансов очень много и мы стараемся затронуть каждый. Что касается остальных деталей, то всё зависит от того, на что человек обратил внимание. Если он запомнил руку злоумышленника, когда тот выхватывал сумку или портфель, то часто люди обращают внимание на родинки или татуировки. Для субъективного портрета такие детали не нужны, однако они дополнительно указываются на пояснении к карточке с фотороботом. Когда субъективный портрет готов, потерпевший или свидетель оценивает, насколько он считает его соответствующим действительности. Самый высокий процент в моей практике это 95%, среднестатистический – 50-55%.

Дети и взрослые, парни и девушки – различаются ли показания при составлении фоторобота у этих групп?

– Да, отличия есть. Например, дети больше склонны фантазировать и придумывать. Бывает, что к нам приводят ребёнка 12-13 лет, который говорит, что хорошо запомнил злоумышленника, а в результате составляется портрет совершенно другого человека. Например, посмотрел ребёнок кино и начинает ненамеренно приписывать портрету черты лица одного из героев. Что касается гендерных отличий, то существует стереотип, что девушки запоминают больше деталей, чем мужчины. Особенно если дело касается злоумышленников-женщин. Однако на самом деле в описании каких-то конкретных черт женского лица мужчины более точны. Женщины обычно обращают внимание на незначительные для фоторобота детали: фактура волос, загар, цвет глаз, причёска, аксессуары и бижутерия. Субъективный портрет создаётся чёрно-белым, поэтому информация о цвете глаз отсеивается, сами волосы можно перекрасить, а одежду и бижутерию заменить. То же самое касается показаний о цвете кожи. Если преступление происходило в тёмное время суток или при плохом освещении, эта информация может только навредить окончательному субъективному портрету.

Личным опытом в действенности фоторобота со мной согласилась поделиться Оксана Турлюк, начальник Гродненского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз:

– Ещё будучи практиканткой в Новогрудском РОВД, – вспоминает Оксана Александровна, – мне пришлось составлять фоторобот злоумышленника, который совершил преступление в отношении несовершеннолетних. Поскольку он контактировал исключительно с детьми, фоторобот пришлось составлять со слов малышей. Более пяти часов – с 9 утра до двух часов дня мы вместе с детками составляли субъективный портрет. И, как позже оказалось, он получился очень похожим. Я распечатала готовый фоторобот и передала сотрудникам уголовного розыска. Именно по этому субъективному портрету на автовокзале в Новогрудке вскоре был задержан человек. После разбирательства оказалось, что это действительно тот самый преступник. Составить фоторобот, а особенно с детьми – это невероятно сложно. Они действительно могут что-то выдумывать, да и словам малышей не так часто верится. Однако они порой замечают детали, на которые взрослые могут не обратить внимания.


Стас Матиевский,

Журнал «Гродно»