Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
В Минске прошла международная конференция судебных экспертов 16 мая 2016

По инициативе Европейской сети криминалистических учреждений (ENFSI) в Минске прошла международная конференция судебных экспертов. Гродненщину представлял заместитель начальника облуправления Госкомитета судебных экспертиз Дмитрий Гриневич.

"Приятно было слышать, что уровень подготовки белорусских экспертов коллеги 64 экспертных учреждений из 36 европейских стран оценивают очень высоко. Нам было интересно и полезно познакомиться с международными подходами к обеспечению качества работы лабораторий судебных экспертиз, обменяться опытом. Обсуждались вопросы создания в нашей стране системы аудита качества в области судебно-экспертной деятельности. Консолидация усилий в противодействии преступникам, в том числе посредством экспертных исследований, позволяющих доказать казалось бы недоказываемое, открывает широкие перспективы. Наш следующий шаг – вступление в ENFSI, что позволит обмениваться данными криминалистических учетов, методиками исследований, расширять научные разработки. Не исключено принятие консолидированных решений в наиболее сложных случаях, когда в получении объективной экспертной оценки заинтересовано несколько стран", - делится своими впечатлениями Д.Гриневич.

Д.Гриневич ответил и на ряд других вопросов.

– Наши подходы при проведении экспертиз отличаются от зарубежных?

– Отличия есть. К примеру, зарубежные коллеги были впечатлены передовыми новациями белорусов при выявлении новых химических формул наркотических средств и психотропных веществ. У нас эксперты наделены правом инициативного включения этих формул в список запрещенных. Причем всего через сутки после такой заявки за оборот «дури» наступает уголовная ответственность. И еще, при исследовании наркотиков в Беларуси акцент делается на их количественный состав, а в Европе в расчет принимают даже концентрацию.

Полагаю, многие будут удивлены, но за границей лояльно относятся к экспертным ошибкам. У нас же существует эффективная внутриведомственная система контроля, на предшествующих выводам стадиях специалисты экстра-класса, не вмешиваясь в непосредственный процесс работы эксперта, оказывают ему методическую и организационно-техническую помощь, следят за неукоснительным соблюдением сроков.

– Вы упомянули сроки проведения экспертиз.

– В Беларуси сроки жестко регламентированы 30 сутками, при этом на Гродненщине средний срок проведения исследований составляет 13 суток.

– Большинство стран в работе судебно-экспертных учреждений делают упор на внедрение так называемых стандартных операционных процедур. Расскажите, что это такое.

– Это документально оформленный набор инструкций или пошаговых действий эксперта, которого направляет рука опытного инструктора, именуемого менеджером по качеству. Однако признать это передовой методикой сложно, ибо написать инструкции на все случаи жизни нереально. Поэтому мы не загоняем эксперта в узкие рамки, зарегламентированные ведомственными нормативными актами. Он свободен в поиске оптимальных подходов для решения поставленных задач. Приветствуем нестандартные решения и разумную инициативу.

К примеру, по уголовному делу о хищении работниками одного из предприятий отводов, фланцев, электродов, листов из нержавеющей стали и металлолома на общую сумму свыше ста миллионов рублей, главный эксперт нашего управления Иван Дудко выполнял ряд исследований. Для отождествления изъятого у преступников имущества с похищенным на предприятии он прибег к нестандартному ходу. Используя альпинистское снаряжение и собственные навыки скалолазания, специалист поднялся в самые труднодоступные точки цехов и безукоризненно выполнил поставленные задачи.

А теперь представьте, что было бы, работай эксперт по некоему типовому шаблону. Потребовалось бы остановить производственный процесс, вывести из цеха людей, с помощью специалистов демонтировать металлоконструкции, заменив их на иные, и только после этого в лабораторных условиях заниматься исследованием. В общем, неспроста по завершении конференции председатель Европейской организации судебных экспертиз заявил, что впечатлен увиденным в Беларуси.

Но опыт других коллег всегда полезен… В свое время, когда я специализировался на экспертизах маркировочных обозначений транспортных средств, в порядке личной инициативы перенимал опыт польских коллег. На стыке тысячелетий процветал международный криминальный автобизнес. Дорогие иномарки похищались за границей. Затем подделывались документы, изменялись маркировочные обозначения, и машины под видом новых караванами шли в Беларусь с целью легализации. В мою задачу входило установить первоначальные номера автомашин, после чего оперативники разыскивали потерпевших и запускали процедуру возврата. Методика воскрешения подлинных номеров у нас существовала, но для совершенствования ее мы с коллегой внедрили польский опыт электрохимического травления. Соорудили специальный прибор. Под воздействием тока и кислоты металл в месте видоизменения знака растворялся и очертания первоначальных цифр «вылезали» на поверхность. Благодаря этой методике удалось установить даже факт хищения джипа бизнес-класса у шейха одной из стран.

Расскажите об экспертизах, которые выполняете по запросам физических лиц и субъектов хозяйствования.

– Помимо упомянутой экспертизы легальности купленных автомашин устанавливаем подлинность завещаний, иных документов и денежных купюр. Способны воскресить выгоревшие, выцветшие от времени документы, письма, включая фронтовые. Обследуем некачественные шины, приобретенные на рынках. Проводим исследования бухгалтерских документов, компьютерной техники, в том числе по установлению причин несанкционированного доступа.

Недавно с использованием уникального профессионального оборудования восстановили случайно удаленную гродненцем информацию с электронной карты памяти. Мужчина был поражен, ибо ее оказалось в шесть раз больше объема памяти представленного им носителя. То есть наши эксперты реанимировали абсолютно всю информацию, которая записывалась с момента покупки карты на протяжении нескольких лет.

В ходе строительно-технических экспертиз даем оценку качеству ремонта, соответствию строений нормативам. В рамках автотовароведческих экспертиз рассчитываем причиненный автомобилю ущерб, затраты на ремонт. Востребованы экспертизы по установлению отцовства, сделкоспособности (способности совершать юридически значимые действия). И этот перечень можно продолжить.