В управлении Госкомитета судебных экспертиз по г. Минску проводят различные экспертизы, в том числе судебно-почерковедческую.
Специалисты исследуют материалы не только по уголовным и гражданским делам. К ним нередко обращаются люди в частном порядке с просьбой установить, не подделаны ли автографы в значимых для них документах. Чтобы проводить подобные исследования, у эксперта должен быть специальный допуск.
Расписавшись на двух листочках, попросила старшего эксперта отдела криминалистических экспертиз управления криминалистических экспертиз и учетов управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по городу Минску Екатерину Логацкую определить, принадлежит ли автограф одному и тому же человеку. Сложность в том, что я отношусь к числу амбидекстров, то есть одинаково владею обеими руками. Если верить психологам, такой феномен встречается один на тысячу.
Екатерина Александровна сперва принялась исследовать общие признаки: насколько сформирован письменно-двигательный навык, размер букв и их наклон, преобладающие формы движений (у одних ведь почерк угловатый, у других — более дуговой или петлевой)… Эксперт с ходу определила: навык у меня высокий, то есть автограф оставил не первоклассник, также отсутствуют признаки необычного исполнения. Такие присущи болеющим, находящимся в состоянии алкогольного опьянения лицам и тем, кто подделывает подпись, — дублер выводит автограф по памяти либо попросту срисовывает его, что весьма несложно определить. О махинациях свидетельствуют соответствующие признаки. Но в практике Екатерины Александровны встречались граждане, которые набили руку на подражании. Например, бухгалтер на протяжении многих лет расписывалась в документах за руководителя: автографы ставила уверенно и на автомате.
Затем эксперт приступила к исследованию интегративных признаков: присоединение букв, написание заглавных, подстрочных элементов — петличек в «д», «ц».
Иногда специалисты не делают четкого заключения по подписи, выполненной с подражанием, если нет возможности запросить дополнительные образцы. По словам Екатерины Логацкой, в предоставленных мною автографах разный нажим, в одном отсутствовал дополнительный штрих, но при этом большинство элементов выполнены схоже. Но чтобы исключить факт наказания невиновного, от категоричного ответа в таких случаях все же стоит воздержаться.
Экспертам часто приходится исследовать подписи, поставленные на документах — завещаниях, дарственных, договорах… Чтобы вынести безошибочный вердикт, специалисты запрашивают все имеющиеся экземпляры, ведь злоумышленник не сможет идентично подделать подпись везде.
Источник информации: http://mk.by/2017/04/14/162721/