Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Надо спасать детей. Интервью Zarya.by с судэкспертом по наркотикам 12 апреля 2023

В день получения паспорта, который обычно вручается в торжественной обстановке, в менее торжественной 14-летнему гражданину не лишним было бы предлагать поставить подпись под текстом, напоминающим об ответственности с этого возраста за незаконный оборот наркотиков – ведь по статье 328 УК РБ он может получить до 15 лет лишения свободы. В принципе, это ни к чему подростка не обязывает, но данный листок бумаги мог бы помочь ему в определенной ситуации включить мозги и не сломать себе жизнь. Пусть и не каждому, но если даже десяткам, единицам – и это будет весьма весомый результат. Ведь на кону – судьба человека.

Согласно заключению эксперта

Такую идею высказал во время нашей беседы заместитель начальника управления специальных экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Брестской области Сергей Ляшук. Непосредственно наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами, а также сильнодействующими веществами в управлении занимаются эксперты-химики. Это главная тема.

– Основные инициаторы назначения экспертиз по наркотикам – сотрудники МВД, а также Следственного комитета, Таможенного комитета, пограничники – все те специалисты, которые связаны с изъятием наркотических и психотропных веществ, – рассказывает собеседник. – Мы работаем в круглосуточном режиме – есть график дежурств – данные материалы ведь изымаются в любое время суток. Как только сотрудники перечисленных служб находят вещество, похожее на наркотик, они привозят его нам. И только после нашего исследования делается заключение – запрещенный ли препарат ими обнаружен. Предоставленное вещество мы можем полностью идентифицировать за один час. Если оно является наркотическим и запрещено, значит, человек, у которого его изъяли, понесет наказание согласно УК РБ. Если же не является таковым – то, следовательно, и преступления никакого нет.

– Такое тоже бывает?

– Всё просто: когда наркодилеры вербуют молодых людей в закладчики, им для начала дают контрольное задание. Чтобы не терять товар при неудачном его выполнении, они в идентичные настоящим закладкам пакетики насыпают обычную соль, которую по виду от психотропа не отличишь. Если закладчик попался, и мы установили, что содержимое – не наркотик, значит, его надо отпускать.

Сергей Анатольевич рассказывает услышанную от «коллег по цеху» историю, которая, к сожалению, скорее исключение из правил. 15-летний парень, как и многие ровесники, повелся на «легкие деньги». Обещавшие их поставили условие: хочешь заработать, пришли фотографию паспорта, и мы объясним, что делать. Отослал. Ему сказали: пойдешь туда-то, поднимешь сверток, отнесешь по такому-то адресу. Мальчишка сверток взял, но потом сообразил – не то что-то делает и пошел к школьному учителю, всё ему рассказал. Тот вызвал милицию, оперативники безукоризненно выполнили свою работу и задержали наркодилеров.

Ничего, кроме денег

– Им ведь нужен конкретный результат – деньги. Судьба закладчика, который попадется и пойдет в тюрьму, судьба покупателя, который или сойдет с ума от употребления дикой химии, или погибнет от передоза, их абсолютно не интересуют. А суммы там вращаются огромные. Представьте только: если из 10 человек, которые везут по три килограмма наркотика из другой страны, девятерых с товаром задержат правоохранители, и проедет только один, доставит, расфасовав свою химию, до конечного потребителя, даже тогда наркобизнес будет в невероятном плюсе. Ведь себестоимость синтетического наркотика мизерная. К слову, они-то в последнее время практически вытеснили растительные препараты, с производством которых намного больше хлопот.

Если обратиться к статистике, которую приводит интернет-сайт Белорусского государственного медицинского университета, на март прошлого года реальное число больных наркоманией в Республике Беларусь составляло около 70 тысяч человек. Структура наблюдаемых таких пациентов выглядит следующим образом: женщин – 14,5 %, лиц до 20 лет – 9 %, до 30-ти – 57, 8 %. Число смертельных случаев от употребления наркотиков за последние 10 лет увеличилось среди населения страны в 12 раз, а среди детей – в 42 раза (!). Кроме того, наркомания толкает «потерявших себя» и «потерянных» людей на преступления. В местах лишения свободы, утверждает этот же ресурс, на то время отбывали наказание 326 лиц за совершение наркопреступлений, которые до того были учащимися учреждений образования: более 49% – профессионально-технического и среднего специального, свыше 39% – учреждений общего среднего образования, порядка 12% – высшего.

Цена жизни

В сводках милиции не перестает мелькать информация о задержанных с поличным несовершеннолетних закладчиках наркотиков. Они почему-то не хотят задумываться о том, что за сбыт пакетика размером сантиметр на сантиметр, весом в полграмма и стоимостью 100 рублей реально пойдут в тюрьму. И вряд ли вернутся оттуда «белыми и пушистыми». Вот цена человеческой жизни.

– Самое страшное, что таким образом «вымывается» молодое поколение, – сокрушается Сергей Ляшук. – Молодые, красивые, здоровые люди, которые могли бы жить и радовать родителей, создавать семьи, воспитывать детей, в совсем юном возрасте на 10-15 лет уходят в тюрьму. Ради чего?! К великому сожалению, объемы изъятых запрещенных веществ растут. В прошлом году мы исследовали более шести тысячи изъятых сотрудниками милиции в Брестской области образцов, с начала нынешнего – уже свыше трех тысяч. Только в январе – больше тысячи. За неделю доморощенные химики в своей кустарной лаборатории могут «наварить» 500-600 килограммов опасного для психики и жизни в принципе наркотика, просто смешав синтетические вещества. Как правило, среди наркоманов у них есть свои «дегустаторы». Если должный эффект на организм смесь химикатов оказывает, значит, можно запускать ее в народ.

Вместе с тем, каждый организм один и тот же наркотик воспринимает по-своему. У одного человека появится невероятная работоспособность, другой залезет на крышу и «полетит», третий просто тихонечко умрет. А если психоактивные вещества принимаются в каких-либо комбинациях, реакция может быть и вовсе непредсказуемой. На слуху случай, когда в Жабинковском районе двое взрослых здоровых людей сделали по несколько затяжек ядовитой курительной смеси и – покинули этот мир. На Кобринщине молодому человеку под воздействием дурмана, наверное, привиделось море с пальмами – он стал на край ванны, «нырнул» и сломал шею. В Витебской области четверо парней приехали, купили закладку, решили понюхать – сели в машину и все умерли. Или когда под воздействием дурмана вполне, казалось бы, нормальные люди, вспарывали себе животы и «искали там чипы», или – выкалывали друг другу глаза. Всё это – воздействие на мозг синтетики. Всё это – страшно.

Думал, не поймают

На специальном столе государственный судебный эксперт управления специальных экспертиз Александр Вабищевич раскладывает дозы – ему надо исследовать каждый сверток, метод выборки здесь не подходит. Развернуть, сфотографировать, взвесить, взять на пробу.

К примеру, один из самых ходовых синтетических наркотиков альфа-PVP можно определить по запаху – он смердит мокрой псиной. Другие – мефедрон, 4-СМС, MDMA – запаха не имеют и на вид просто белые кристаллы, как соль. Наличие подконтрольных веществ устанавливается хроматографом – умный прибор при помощи заданной программы определяет в растворе даже ничтожно малую их составляющую.
Важная часть работы экспертов – как и сотрудников милиции, прокуратуры, Следственного комитета, – встречи со школьниками всё по той же животрепещущей теме. Но, случается, слушать-то они слушают – и об ответственности за хранение, и о последствиях сбыта, а за пределами школы попадаются с закладками наркотиков. Доходит до абсурда. Задержали парня с несколькими упакованными дозами, он говорит милиционеру: «А я вас помню, вы на днях у нас в школе выступали», тот ему: «Я же говорил, что так будет», подросток в ответ: «А я думал, меня не поймают».

Ну, допустим, раз может пронести, другой. Однако, по статистике УВД, закладчик в среднем работает не больше месяца. Мало того, интернет-магазины нередко «кидают» их: деньги, мол, потом.

Недавно в Бресте оперативники задержали девушку с парнем. Ее история крайне короткая и обидная: «Вчера я сделала закладки, сегодня меня арестовали, деньги обещали завтра…» За 20 закладок посулили 240 рублей. В итоге группе лиц 16 и 17 лет светит больше 10 лет тюрьмы каждому.

В ИК №22 под Ивацевичами, так называемых Волчьих Норах, отряд заключенных – ушастые, лысые, худые дети. Вся ясная и полная реализации возможностей жизнь – насмарку. В прошлом году, по информации УВД, за сбыт запрещенных веществ на Брестчине задержаны 15 несовершеннолетних.

– Необходимо спасать детей. Может быть, не надо за сбыт наркотиков сразу такой большой срок устанавливать, – рассуждает Сергей Ляшук. – Может, для начала давать, скажем, год – чтобы люди, которые побывают в тюрьме, поняли, что это за беда. Многим, очень многим, думаю, и дошло бы с первого раза. Наше правосудие не разделяет – одна-две закладки они сделали или тысячу. Всё подпадает по общую категорию «сбыт наркотиков». И, к сожалению, законодательство на сегодняшний день второго шанса даже несовершеннолетнему наркокурьеру не предоставляет.


Источник информации: «Zarya.by»