Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Экспертиза – найти и выверить всё! 14 сентября 2022

Эта служба одна из тех, что «на первый взгляд, как будто не видна», но ее сотрудники «все время на посту». Речь идет о судебных экспертах. О значении и специфике работы сотрудников и работников Брестского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз журналисты читателям «Зари» рассказывает начальник Брестского межрайонного отдела ГКСЭ подполковник юстиции Василий Жулего.

– Василий Николаевич, какова задача специалистов вашего профиля и их роль в раскрытии преступлений и правонарушений?

– Одна из составляющих нашей службы – участие в осмотрах мест происшествий со следственно-оперативными группами. Наши специалисты вместе со следователем определяют границы места происшествия и изымают следы, которые могут в последующем способствовать раскрытию расследуемого преступления. Второй составляющей нашей работы является проведение экспертиз, изъятых на месте происшествия следов. Например, следов пальцев рук, обуви, транспортных средств, орудий взлома и так далее. Есть и моменты, когда объектами экспертиз становятся предметы, изъятые самим следователем либо дознавателем и направленные к нам на исследование. Это могут быть денежные билеты с признаками подделки, ценные бумаги, бланки документов, водительские удостоверения, свидетельства о регистрации транспортных средств и даже сами транспортные средства. Например, сотрудники ГАИ в процессе регистрации постановки автомобилей на учет либо проведения определенных специальных мероприятий проверяют идентификационные номера и, если у них вызывает сомнение их подлинность, они направляют автомобиль к нам на экспертизу.

– Город Брест, Брестский и Жабинковский район – это довольно большая плотно заселенная площадь и работы, судя по всему, много?

– Мы проводим восемь видов экспертиз: дактилоскопические, трасологические, холодного и метательного оружия, баллистические, почерковедческие, портретные, идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств и технические экспертизы документов. Кроме территориальных органов Следственного комитета и милиции мы плотно взаимодействуем и с другими силовыми структурами, такими как Министерство обороны, подразделениями Пограничного и Таможенного комитетов. Также мы работаем и непосредственно с гражданами, которые по заявлению могут обратиться к нам для проведения определенных видов экспертиз. Информация об этом содержится на официальном сайте Госкомитета судебных экспертиз. Чаще всего граждане обращаются для проведения экспертиз идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств, почерковедческих и технических экспертиз по страховым документам, где заявителей интересует, вносились ли изменения в их первоначальное содержание.

– А где нужно учиться, чтобы стать экспертом-криминалистом?

— В Академии МВД Республики Беларусь есть следственно-экспертный факультет, где ведется обучение, в том числе и по специальности «судебные криминалистические экспертизы», срок обучения — 4 года. После окончания обучения выпускнику присваивается квалификация «Юрист, эксперт-криминалист». Но есть у нас в штате и должности, на которых работают государственно-судебные эксперты с «гражданскими» дипломами.

– Василий Николаевич, а вы помните свой первый выезд на место происшествия?

– Это было в 2003 году, когда я, курсант четвертого курса Академии МВД, проходил стажировку в экспертно-криминалистическом центре УВД Брестского облисполкома. Выезд был в Малоритский район по факту кражи денег. Отправили меня туда на пару с опытным экспертом. Дорога из Бреста к месту происшествия тогда показалась мне очень долгой. Когда приехали, определили границы места происшествия и приступили к работе. Как сейчас помню это необычное чувство, когда, действуя чисто по наитию, при помощи криминалистических порошков я нашел первый след. Возможно, его оставил кто-то из хозяев квартиры, а не злоумышленник, но мне было приятно думать, что я на верном пути и, возможно, помогу раскрыть преступление. Правда, чем дело закончилось, я так и не узнал…

— Кражи – это «цветочки», если говорить о тех ситуациях, на которые выезжают ваши сотрудники. Наверное, крепкими должны быть у них нервы?

– Да, порой приходится работать и на местах гибели людей на воде, на пожарах, от рук убийц, при ДТП… Конечно, это тяжело морально и физически, и тут нужно уметь собраться, отвести свои эмоции в сторону и работать. Хладнокровие — одна из черт наших специалистов. Но в деятельности судебных экспертов не менее важны скрупулезность, усидчивость, склонность к самообразованию, анализу и даже своего рода творчеству. Еще здесь нет места спешке. Потому что за каждой экспертизой стоит судьба человека.

–Тогда не могу не спросить: из всех многочисленных видов экспертиз какая вам наиболее по душе?

– Мне всегда нравилась техническая экспертиза документов, бланков документов, ценных бумаг. Это когда необходимо определить их подлинность, вносились или нет изменения в их первоначальное содержание. Даже сейчас, будучи руководителем отдела, я помогаю сотрудникам правильно выбрать методы исследования, а также оформить конечный результат.

– Это же каким объемом знаний надо обладать?

– Большим. Конечно же, всю необходимую информацию запомнить не реально, поэтому созданы специальные базы данных по бланкам документов. Кроме того, если этот документ, удостоверяющий какое-либо право, в нем всегда есть элементы защиты. Не на последнем месте в этой экспертизе и умение анализировать имеющиеся в документе данные. Встречаются и подделки высочайшего качества, выявить которые помогает только специальное оборудование.

– О профессиональных качествах и знаниях, которыми должен обладать судебный эксперт мы уже поговорили. А что, на ваш взгляд, самое главное в этой профессии?

– Самое главное в этой профессии, как, впрочем, и в любой другой – любить свою работу и подходить к выполнению поставленных задач со всей ответственностью.