Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Как формируется алкогольная зависимость и когда пора бить тревогу 30 сентября 2022

Выпивая по выходным с друзьями спиртное, почти все молодые люди уверены, что никакая пагубная зависимость им не грозит. И один из них действительно никогда не будет алкоголиком, но второй за пару лет станет кандидатом на лечение. Почему формируется алкогольная зависимость и как понять, что уже пора бить тревогу, поговорим с заместителем начальника управления судебно-­психиатрических экспертиз управления Госкомитета судебных экспертиз по Могилевской области – государственным медицинским судебным экспертом-­психиатром Денисом Самусевым.

Все равно, с кем пить

– Денис Сергеевич, давайте сразу разберемся в терминах. Кто такой зависимый от алкоголя?

– Есть люди, которые злоупотребляют алкоголем, и те, кто просто выпивает от случая к случаю. А есть люди – больные, у которых наблюдается клинический синдром зависимости от алкоголя – то, что раньше называлось хроническим алкоголизмом.

Сама зависимость от алкоголя – это не болезнь низших слоев общества, как многие все еще считают. Ей могут страдать абсолютно любые люди различного социального статуса.

– Как понять: я только злоупотребляю или уже пора лечиться?

– Первый признак, который отличает зависимость, – это стремление, болезненное влечение к алкоголю, сильное желание выпить, порой несмотря ни на что.

Второй важный признак – синдром отмены (то, что в народе называется «отходняк»). Проявляется он рядом признаков: от головных болей, тошноты и рвоты до перепадов давления, бессонницы, тревожности и т.д.

Еще один из признаков синдрома зависимости – нарушение контроля количественного, качественного и ситуационного. Если человеку достаточно бокала вина или 100 граммов водки, при этом он может выпить больше, но не делает этого в силу каких­-то обстоятельств (завтра нужно на работу, не хочет выглядеть опьяневшим в глазах окружающих), то его вряд ли назовешь зависимым от алкоголя. Другой вопрос, если ему мало выпитого и требуется еще и еще.

Потом человек снижает требования к качеству алкоголя: если раньше пил только коньяк, то переходит на водку, а с течением времени на плодово­ягодное вино и суррогат. Нарушение ситуационного контроля выражается в том, что ему уже совершенно все равно, с кем пить и в каких условиях.

Когда можно ставить диагноз

– Если человек пьет каждый день, разве это не верный признак зависимости?

– Все зависит от доз, характера употребления и последствий. Есть люди, которые в силу субкультуры считают, что ежедневный бокал красного дорогого вина – это правило здорового образа жизни. И это будет выглядеть для них нормой, хотя на самом деле алкоголь и здоровый образ жизни никак не вяжутся.

Если человек выпивает каждый день и наблюдаются вышеперечисленные признаки синдрома зависимости, тогда это алкоголизм. Если этих признаков нет – это не зависимость, но это может быть звоночек, указывающий на ее развитие.

– Запой – это тоже признак алкоголизма?

– В жизни бывают такие ситуации, когда мы на протяжении нескольких дней подряд употребляем спиртное – свадьба, Новый год. Нельзя назвать это запоем. Но если запой, так скажем, без повода, а потом наблюдается синдром отмены алкоголя, требующий лечения в виде «опохмеления», а также другие дополнительные признаки, то можно смело говорить о зависимости.

И тут надо сказать об очередном признаке зависимости – росте толерантности к алкоголю. Когда постепенно доза выпитого за день или вечер увеличивается в 2–3 раза. Такое наблюдается на раннем этапе синдрома зависимости от алкоголя. У лиц, которые на терминальной (тяжелой, конечной) стадии зависимости, которые уже деградировали как личность, толерантность к алкоголю снижается – чтобы захмелеть им нужно совсем немного алкоголя.

Есть еще не самые весомые признаки алкогольной зависимости, но довольно «говорящие». Это забвение альтернативных интересов в пользу выпивки. На второй план начинают уходить увлечения, работа, дети. Осознавая вредные последствия от алкоголизма, человек все равно не собирается останавливаться. Он может знать, что у него цирроз печени и он скоро умрет, но, несмотря на это, все равно продолжает пить.

Нет стимула лечиться – нет и эффекта

– Расскажите о созависимости. Что это такое?

– Созависимость – это состояние, которое наблюдается у людей, живущих с зависимым человеком. Очень часто в семье принимаются правила алкоголика. Пытаются ему всячески помочь, читают морали, устанавливают для него правила, ищут способы вылечить зависимого и, когда ничего не получается, от этого часто испытывают чувство собственной вины. В конечном итоге близкие сдаются и поступают в интересах зависимого, действуя из благих намерений. Например, жена может способствовать тому, чтобы муж выпивал дома качественную водку, а не где­то «под забором» неизвестно какой суррогат.

Надо понимать, что созависимость – это также проблема, которая требует вмешательства специалистов.

– Но ведь это бесполезно – чтение нотаций и моралей, угрозы и увещевания? Человек должен сам захотеть бросить пить…

– В большинстве своем все вами перечисленное действительно не работает. Нужен стимул. Если человек заболел гриппом, ему плохо, он хочет выздороветь и имеет мотивацию, правда? Он обращается к врачу и начинает лечиться. Если у человека нет критического взгляда на болезнь, то он скажет «ай, все нормально, само пройдет». И тем самым доведет себя до еще более тяжелого состояния.

– Это правда, что бывших алкоголиков не бывает?

– Как правило, да. Но бывают разные клинические случаи – некоторые жизненные истории невозможно подвести под общие правила. Знаю человека, который пропил все и разрушил семью, много раз кодировался и снова начинал пить. А потом сказал – все. И уже тридцать лет не употребляет алкоголь.

Или человек, бросивший пить, может периодически по праздникам выпивать сто грамм, и дальше ему продолжать не хочется. Тяги нет, в запой не ушел. Но такие случаи очень редкие, конечно.

Чаще зависимый человек, который долгое время абсолютно не выпивал, выпив на праздник или в стрессовой ситуации, срывается в запой. Снова может не пить год, два, пять, но сорвется – и все снова повторится.

– Отчего зависит поведение после выпитого? Один ляжет спать, а другой пойдет ломать заборы.

– Зависит от личностных особенностей. Алкоголь действует угнетающе на центральную нервную систему, своего рода депрессант. Психиатры называют алкогольное опьянение добровольным помешательством, и клиника проявлений может быть весьма разнообразной. Когда осматриваешь человека в сильном алкогольном опьянении, то можешь выявить признаки разных психических расстройств, вплоть до шизофрении. А на следующий день видишь человека трезвым – и он абсолютно здоров!

Если все хорошо, то нет и необходимости выпивать

– В нашем обществе отношение к алкоголю мягкое, скажем так. Принято выпивать на праздники, да и посиделки с друзьями во многих компаниях не обходятся без алкоголя. И если для одних это проходит бесследно, то для других может стать первым шагом к зависимости. Как не спиться?

– Не начинать выпивать или делать это как можно реже. Алкоголизм – это больше социальная болезнь, чем физиологическая или психическая.

Социальные факторы играют очень важную роль в формировании зависимости, ведь даже у зависимого при хорошей семейной поддержке, при любимой работе и прочих благополучных факторах не будет желания возвращаться к употреблению алкоголя. Поэтому если в семье и в окружении все хорошо, то у человека нет необходимости выпивать. Ведь одна из мотиваций выпить – снятие тревоги и беспокойства.

Стоит включить в жизнь спорт, какие­то хобби, как бы банально это ни звучало. Тогда будет меньше мыслей об успокоении себя чем­то другим.

– Какие сейчас есть эффективные методы лечения от алкоголизма?

– Нового ничего не изобрели. Первой помощью человеку, выходящему из запоя, является снижение вреда организму, детоксикационная терапия. Затем начинается работа по снижению тяги выпить, подключаются медикаменты. В клинических протоколах лечения рекомендованы антидепрессанты и транквилизаторы. Сюда же относится терапия препаратами, которые вызывают отторжение к алкоголю, неприязнь.

В советское время в лечебно­трудовых профилакториях проводили лечение  условно­рефлекторной терапией. Проходило это так: зависимому человеку давали препарат, вызывающий рвоту, и приводили на локации, где имитировалась обстановка, в которой он обычно употреблял спиртное. Сооружали свое­образные декорации из ящиков, коробок, якобы действие происходит где­то за магазином. Там человеку наливали сто грамм, и на фоне выпитого препарата у него начиналась рвота. К пятому сеансу, как у собак Павлова, вырабатывался рефлекс отвращения к алкоголю и самой обстановке. Определенный процент эффективности этот метод имел.

– А немедикаментозная терапия может помочь?

– Немедикаментозная терапия – это, как правило, психотерапия. И здесь крайне важен сам психотерапевт – насколько он квалифицирован, как владеет методикой. Но обычно лечение поэтапное. После запоя – это один метод лечения, потом оно будет поддерживающим на препаратах, а параллельно должна идти психотерапия.

– Может ли зависимый в ремиссии позволить себе выпивать периодически безалкогольное пиво или вино?

– Нет. Человеку с зависимостью, но который воздерживается от алкоголя, это противопоказано. Это обман себя и невозможность отвыкнуть от самого алкогольного напитка. 


Источник информации: газета «Днепровская неделя»