Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Толщина металла, хорошая начинка и влагостойкое покрытие: вместе с судебными экспертами проверяли качество дверей 28 сентября 2021

Странное пятно на своей новенькой входной двери гомельчанин Сергей Гайков заметил не сразу, но был твердо уверен, что вред свежеустановленной конструкции нанесли еще на производстве. После проведенной экспертизы это предположение удалось подтвердить. Судебные эксперты говорят, что двери на проверку к ним попадают регулярно, но не всегда удается помочь потребителю. И зачастую из-за того, что продавец или производитель неверно информирует покупателей о технических особенностях товара, а покупатели невнимательны при подписании документов и осмотре во время доставки. Вместе со специалистами мы прошлись по торговым точкам и посмотрели, всегда ли нам предлагают надежные конструкции.


А была ли пена?

В марте этого года Сергей Гайков радостно занимался ремонтом в новой квартире. Чтобы надежно запирать свое жилище, заказал в одном из строительных магазинов дверь — металлическую снаружи и отделанную шпоном со стороны помещения. Образец на витрине тщательно изучил, против обыкновения согласился на доставку от продавца, хотя обычно перевозил крупные покупки сам. Проблема возникла из-за ряда наложившихся друг на друга обстоятельств. Водитель спешил, торопя покупателя с приемкой двери. Устанавливал ее Сергей сам, благо рабочие навыки позволяют, но нервничал из-за проблем с соседями. И вдобавок из-за перенесенной болезни он неспособен различать некоторые оттенки цветов. Поэтому брак на уже установленной двери Сергей обнаружил только недели через три. Неоднородное пятно размером где-то пять на шесть сантиметров напоминало растертую монтажную пену. Сергей был категоричен:
— Я монтажную пену при установке, конечно, использовал, но я в себе уверен: на полотно не капал. Обратился в магазин, привез фотографии, но там настаивали, что это моя вина. Даже прислали на место установщика, который утверждал, что это я стирал пену. Я ради эксперимента взял похожий кусочек шпона, стал тереть ядреным растворителем — и близко таких следов не было.

В замене двери магазин Сергею отказал, и он решил с помощью общества защиты прав потребителей обратиться в суд. Тогда к делу подключили управление Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области. Государственный судебный эксперт отдела строительно-технических, товароведческих и экономических экспертиз Елена Трояновская рассказывает:

— Пятно, не выступающее над поверхностью, иного цвета, отличного от цвета отделки, эксперты зафиксировали. Покупатель настаивал на том, что это не эксплуатационный дефект, а производитель говорил, что следов пены на новой двери быть не могло, потому что в технологическом процессе пена не предусмотрена. Для того чтобы установить правду, необходимо было вскрыть дверь. 
Сергей согласие на это дал смело, и не прогадал. Дверь вскрыли, сняв отделку, и оказалось, что внутри есть пена и подходит она аккурат к стыку панелей, с обратной стороны которого и образовалось то самое пятно. Представителям поставщика, наблюдавшим за процессом, возразить было нечего.
Кот в мешке?

Суд прошел, Сергею доставили новую дверь. Но доказать, что имел место производственный дефект, удалось только благодаря тому, что производитель документально подтвердил, что при сборке данных дверей не допускается использование монтажной пены. Судебные эксперты все же рекомендуют внимательно осматривать доставленный товар. У покупателя всегда есть две недели на его возвращение. 

Что касается изначального выбора модели, то здесь есть несколько нюансов, отмечает Елена Трояновская:
— Существует стандарт — СТБ 2433–2015 «Блоки дверные. Общие технические условия», который применяется в Республике Беларусь. Требования этого стандарта распространяются только на продукцию тех производителей, которые заявляют, что используют его, что их продукция ему соответствует. Там прописан ряд характеристик — от класса сопротивления теплопередачи до внешнего вида сварных швов. Вот только загвоздка в том, что проверить большинство из них при покупке невозможно. Как, например, вы не увидите начинку двери, если не разберете ее. Тут остается полагаться только на совесть производителя.

Звучит не очень оптимистично. Очень похоже на то, что любой человек, покупающий дверь, фактически берет кота в мешке. Елена призывает не паниковать: многие аспекты можно проверить и в магазине. Вместе с судебным экспертом мы отправляемся по торговым точкам, чтобы на месте я получила урок по основам «дверевладения». Елена начинает с азов:
— Для начала нужно понимать назначение дверей, для какой конкретно цели ты ее берешь. Одно дело — входная дверь в многоквартирном доме, где внизу есть тамбур и лестничные проемы. Другое дело — частные дома, где перепады наружной и внутренней температур будут куда резче. 
В том самом стандарте прописаны и условные обозначения марки дверных блоков, произведенных в Беларуси. Знать их — не обязанность покупателя, но взять с собой шпаргалку, чтобы перепроверить продавца, не помешает. ДН — маркировка для двери наружной, ДВ2 — дверной блок «внутренний входной в квартиру», ДВ4 — входная дверь в оборудованные охранной сигнализацией помещения. Буква А в маркировке будет обозначать алюминиевые сплавы, а В — вариант конструктивного исполнения, устойчивого к воздействию влажности воздуха. 
Доверяй, но проверяй

В торговых точках мы не можем распилить дверь и полюбоваться на начинку, поэтому о качестве приходится судить только по внешним характеристикам. Но и тут есть вопросы. Елена Трояновская придирчиво осматривает товар и с подозрением интересуется у продавца:

— У меня частный дом, я вот эту дверь могу поставить?
— Конечно! — тут же соглашается девушка.
Но судебный эксперт разочарованно перепроверяет технические характеристики: здесь даже заявлен не влагостойкий щит МДФ, а самый обычный, подходящий только для квартиры. 
— Не все продавцы одинаковы, — грустно констатирует Елена. — В Гомеле у нас была такая экспертиза. Женщине продали дверь как входную для частного дома, а оказалось, что она для многоквартирного. Эта дверь у нее вела из маленьких неотапливаемых сеней сразу на кухню, где были жара и повышенная влажность. Добавьте дикий перепад температур — и конструкция не выдержала, покорежилась, пошли огромные полосы плесени, напрочь испортив внешний вид. 
Следующий продавец на судебного эксперта произвел противоположное впечатление. Девушка рассказала, что иностранный производитель заявляет дверь как подходящую для дома, но МДФ на ней не влагостойкий, поэтому продает маленький, но честный магазинчик ее только владельцам квартир. Елена достает штангенциркуль и придирчиво перепроверяет толщину металла:
— 1,2 миллиметра, 1,4 миллиметра. Для дома хорошо бы 1,5—2 мм. Вот посмотрите разницу…
Судебный эксперт нажимает на одномиллиметровую дверь — и поверхность под рукой сразу вдавливается. Ее полуторамиллиметровый собрат закрывается и открывается с уверенным и надежным звуком, не шатаясь и не колеблясь. 
— Вот это уже похоже нa надежность, — одобрительно кивает Елена. — Жаль, не можем увидеть, что там внутри.
— Могу в разрезе показать! — тут же откликается продавец.
В магазине действительно есть образец от производителя, в котором четко просматривается начинка: плотно уложенная между ребрами жесткости минеральная вата. Видна толщина металла элементов конструкции двери, и никакой лишней пены и незапланированных пустот. В строительный магазин, где приобрел дверь Сергей, мы тоже отправились. Модели других фирм у Елены нареканий не вызвали, а вот образцы грустно известного производителя она покупать не рекомендовала: составные части внутренней отделки не очень уверенно прилегали друг к другу. Что еще может между ними вылезти, только время покажет.

— Конечно, покупать лучше дверь, сделанную из одного материала: не будет серьезных перепадов температурного режима, как, к примеру, в случае с деревом и металлом. Между ними может собираться и конденсат. Однако не всегда мы можем ограничиться одним материалом, мы ведь хотим дверь не только надежную, но еще и красивую.


Источник информации: «Беларусь сегодня»