Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Что и как оценивают судебные эксперты-товароведы управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области? 8 сентября 2021

Говоря о судебном эксперте, как о профессии, чаще всего рисуется зрительный образ судебного эксперта-криминалиста или государственного медицинского судебного эксперта, но в ходе расследования уголовных дел и при проведении проверок по фактам краж или хулиганств часто необходимо ответить на вопросы о стоимости предмета или оценить сумму утраты стоимости изделия. В таких случаях главенствующую роль занимают судебные эксперты-товароведы.

«С начала года в нашем управлении проведено более 250 судебных товароведческих экспертиз», – рассказывает начальник отдела строительно-технических, товароведческих и экономических экспертиз Анна Смоляр.

Чаще всего объектами исследований становятся мобильные телефоны, бытовая техника, одежда, обувь, часы. «С весны по осень отмечается рост судебных товароведческих экспертиз по украденным, а затем найденным сотрудниками милиции велосипедам, а также садовому инвентарю. Этим летом мы проводили и исследования по факту порчи взятых в аренду электросамокатов и электровелосипедов», – акцентирует внимание Анна Валерьевна.

К какой ответственности привлекут человека: административной или уголовной зависит от стоимости похищенного. В случае до двух базовых – это «административка», если две и более – дело может стать уголовным. Поэтому судебные эксперты-товароведы дают ответ с точностью до копейки. Время проведения исследования разное: оценить, к примеру, мобильный телефон распространенной марки нередко могут и за два-три дня, а порой необходимо назначение других судебных экспертиз, к примеру, искусствоведческой, если речь идет об антиквариате, но почти все судебные экспертизы выполняются в сроки до 30 дней.

«Вдумчивость, внимательность и сосредоточенность – вот одни из самых важных наших качеств. Порой люди заявляют о краже золотых изделий, а мы во время проведения судебной экспертизы устанавливаем, что это ювелирная бижутерия или, к примеру, потерпевший уверяет, что приобретал вещь за достаточно крупную сумму, а оказывается, что она стоит в десятки раз дешевле», – делится судебный эксперт.

В подтверждение своих слов Анна Смоляр вспоминает случай, который произошел несколько лет назад. Женщине повредили жакет. Заявительница оценила его в сумму более 200 условных единиц. Судебные эксперты-товароведы установили, что стоит он намного меньше, так как не является кожаным изделием, как думала потерпевшая.

Порой судебным экспертам-товароведам поступают на исследования и предметы, относящиеся к медицинским изделиям, или наборы, предназначенные для занятий физической культурой. «В свое время оценивали деревянного лося. Игрушку-качалку выбросили из окна парикмахерской.

Несколько недель назад у нас на исследовании была коллекция керамических олимпийских мишек. На судебную товароведческую экспертизу поступило порядка 50 статуэток. В ходе проведения судебной экспертизы установлено, что почти все экземпляры коллекции были произведены в 1980 году на Ленинградском заводе фарфоровых изделий, Полтавском фарфоровом, Коростенском фарфоровом и Конаковском фаянсовом заводах. Самый дорогой экземпляр в коллекции стоит свыше 150 белорусских рублей», – приводит примеры Анна Валерьевна.

Судебные эксперты-товароведы также проводят экспертизы по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в ходе которых устанавливаются соответствие либо несоответствие изделий требованиям нормативной технической документации, наличие дефектов, причины их возникновения и их влияние на качество.


Анна Мацкевич, официальный представитель управления ГКСЭ по Брестской области