На один день коридоры Минского областного кадетского училища превратились в офис Государственного комитета судебных экспертиз, а журналисты – в настоящих судебных экспертов, способных пролить свет даже на самое запутанное преступление. МЛЫН.BY расскажет, что из этого вышло.
История одного убийства
По легенде в одном из многоквартирных домов произошло убийство. Во время застолья гость «отправил на тот свет» хозяина квартиры, попытался наскоро замести следы и скрылся в неизвестном направлении. На место преступления судебные эксперты приехали одними из первых: нужно успеть собрать все улики. Их осталось предостаточно: на столе валяются бутылки, на полу обнаружены капли крови, а рядом с кроватью, где и было найдено тело погибшего, — обломки мебели. Очевидно, в квартире была серьезная драка.
— С чего начнем? – интересуется Александр Козел, старший эксперт-криминалист Слуцкого межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.
— С осмотра тела, — предполагаю.
— Верно. Так можно будет определить, что же на самом деле произошло в комнате и как был убит человек.
За дело берется Василий Артимовский, начальник отдела медицинских экспертиз Слуцкого межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.
— Судя по всему, преступник хотел скрыть раны, нанесенные жертве, поэтому надел погибшему шапку и куртку, — поясняет Василий Артимовский. – Сняв шапку, мы видим большую рану на голове, — скорее всего, от удара твердым тупым предметом. Травма не была смертельной – кровь идет от головы вниз по телу, это говорит о том, что после удара человек еще находился в вертикальном положении. А вот на шее мы видим след от веревки: видимо, преступник душил жертву, и смерть наступила от асфиксии.
Эксперт-криминалист Александр Козел тут же подтверждает эту версию: на полу найдены предполагаемые орудия убийства. На бутылке, что лежит рядом со столом, капли крови. А вот и шнурок от ботинка – после экспертизы на нем можно будет обнаружить биоматериал жертвы и преступника.
— Судя по всему, сидя за столом, мужчины поссорились, после чего убийца ударил жертву бутылкой по голове, задушил шнурком от обуви, а после оттащил тело на кровать – вот и следы волочения на полу, — пазл за пазлом Александр Козел складывает картинку преступления.
Но если с хронологией происшествия более-менее все ясно, то как быть с поиском убийцы? Найти преступника помогут оставленные улики: например, пылевой след от обуви, который убийца впопыхах оставил на ковре. Снять отпечаток удалось с помощью специального аппарата. Кстати, аналогичный след обнаружили и рядом с домом, где произошло убийство. С помощью гипса эксперты делают слепок. По следам обуви можно сделать предварительные выводы о личности человека (пол, рост, примерный возраст, его физическое состояние (чрезмерная полнота, усталость), о манере передвижения. В поиске помогут и отпечатки пальцев, снятые со стаканов и поверхности стола.
— Главное в нашей работе – внимательность и сосредоточенность, — рассказывает Александр Козел. – Изучить нужно каждый квадратный метр помещения, чтобы не упустить ни одной ценной улики. На обследование места преступления уходит от нескольких часов до нескольких дней, после чего следует проведение экспертизы найденных улик… Весь процесс занимает от пары недель до месяца.
У новоиспеченных экспертов из числа журналистов столько времени нет, поэтому проведение экспертизы мы доверяем профессионалам. А сами беремся за новое громкое дело.
Изучаем самогон и ищем наркотики
С места преступления – в лабораторию химических экспертиз. На исследование прислали неизвестную жидкость в литровой бутылке. Задача экспертов – установить, содержится ли там спирт.
— Можно попробовать на вкус… — предполагают журналисты.
— Ни в коем случае нельзя пробовать неизвестные жидкости, если вам дорого здоровье, — останавливает новоиспеченных экспертов Дмитрий Пополитов, государственный судебный эксперт сектора криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического отдела Солигорского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз.
Более профессиональный и гуманный способ – задействовать специальную мини-лабораторию. С ее помощью можно будет проверить, содержится ли в жидкости этиловый спирт. Для этого наливаем в колбу исследуемый материал, добавляем туда же серную и уксусную кислоту – появился резкий запах ацетона. Капаем немного йода – цвет жидкости изменился на бурый.
— Это значит, что перед нами спиртосодержащая жидкость. Возможно, самогон. Чтобы это узнать, нужно уточнить количество этилового спирта. Для этого наливаем жидкость в специальный аппарат, — проводит необходимую процедуру Дмитрий Пополитов. – 35,5% спирта. Для самогона достаточно 28%.
По словам Дмитрия, подобных экспертиз приходится проводить до 130 в месяц. И это не считая исследования наркотических веществ. Так что работать экспертам приходится немало. Рабочий процесс существенно облегчает новейшая техника: благодаря ей обнаружить наркотики можно даже при исследовании минимального количества вещества.
— Порой бывает достаточно даже пылевых остатков с кармана, в котором лежало вещество, – аппарат все равно покажет его наличие, — продолжает удивлять и без того шокированных журналистов Дмитрий. – Поэтому, выбросив из кармана наркотики, преступник не сможет увернуться от ответственности.
Чаще всего подделывают купюры в 20 рублей
Закончив работу в химической лаборатории, отправляемся в кабинет технической экспертизы документов. И снова на нас ответственная миссия: в ворохе денежных купюр необходимо отыскать «фальшивку». Мастер-класс для неопытных бойцов проводит главный эксперт Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области Артем Лавриенко.
— Для начала нужно пощупать купюру. Бумага, из которой сделана поддельная банкнота, будет отличаться по структуре. Вся печать на подлиннике рельефная, подделка же будет гладкой. Опять же, фальшивка на ощупь будет толще оригинала, — раскрывает профессиональные секреты Артем Лавриенко. – Обязательно нужно проверить купюру на просвет. Если отсутствуют водяные знаки – перед вами фальшивка. Определить подделку поможет и ультрафиолет – защитная нить на настоящей банкноте должна светиться определенным цветом.
Артем Лавриенко берет в руки первую попавшуюся купюру достоинством в 100 долларов США.
— На просвет видно, что нет никаких водяных знаков. Тут видимая подделка.
Правда, бывают и более совершенные фальшивые деньги. В профессиональном языке их называют «суперподделками». Такие купюры сложно распознать даже с помощью аппаратов, установленных в банках, что уж говорить о проверках «наощупь» или «на глаз».
— Распознать «суперподделку» можно только под специальным микроскопом. Чтобы не пропустить из виду такую банкноту, нужно обладать не только профессиональными знаниями, но и каким-то внутренним чутьем. Бывает, держишь купюру, вроде все в порядке с ней, а вот интуиция подсказывает, что надо проверить тщательнее. И обнаруживаешь фальшивку. Такое чутье вырабатывается с годами, — рассказывает Артем Лавриенко.
Впрочем, интерес фальшивомонетчиков вызывают не только доллары или евро. В Слуцком районе уже не единожды раскрывали факты подделки и новых белорусских денег.
— Чаще всего подделывают купюру в 20 рублей, — рассказывает эксперт. – Более крупные банкноты в магазинах проверяют тщательнее, поэтому фальшивомонетчики не рискуют. А вот купюры помельче подделывать финансово неоправданно. С подделкой монет мы еще не сталкивались ни разу, но оборудование, которое выявляет металлические фальшивки, у нас тоже есть.
Пока взрослые разбираются в сложных финансовых опросах, кадеты атаковали автоматизированную дактилоскопическую идентификационную систему – по-простому аппарат для исследования отпечатков пальцев. Чтобы попрактиковаться в снятии отпечатков пальцев, выстроилась целая очередь из учащихся Минского областного кадетского училища.
— Смена растет, — смеются эксперты.
Источник информации: http://www.mlyn.by/2017/10/iz-zhurnalistov-v-sudebnye-eksperty-kak-raskryt-ubijstvo-i-vyvesti-na-chistuyu-vodu-falshivomonetchikov/