Для людей данной профессии нет слов «всё сгорело». Это высококвалифицированные специалисты, за плечами которых огромный багаж знаний и навыков, неоценимый опыт и постоянное стремление к познанию, самосовершенствованию. Всё это о тех, кто находит выход из запутанных и сложных дел, по цепочке восстанавливая картину произошедшего и определяя причину пожара. Речь идёт о судебных экспертах. О тонкостях этой интересной и в то же время сложной профессии читателям журнала «Служба спасения» рассказывает заместитель начальника отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Могилёвской области Павел Киреев.
По горячим следам
Как известно, огонь уничтожает абсолютно всё, что встречается на его пути. Поэтому инспектору Государственного пожарного надзора, следственным органам, устанавливающим обстоятельства произошедшего, порой сложно самостоятельно определить истинную причину случившегося, найти виновника трагедии. Тогда на помощь к ним приходят судебные эксперты. Скрупулёзно изучив материалы дознания, фотоматериалы, схемы и представленные «вещдоки», эксперт решает, достаточно ли ему полученной информации для установления причины пожара или нет. Если же сведений недостаточно, то он запрашивает недостающие данные или сам выезжает на место происшествия. Безусловно, лучше, когда эксперт своими глазами увидит картину пожара и его последствия, с помощью определённых методов и расчётов установит место первоначального возникновения пожара, пути распространения огня и причину возгорания. И поверьте, головоломки из телеигры «Что? Где? Когда?» — мелочь по сравнению с вопросами, на которые нужно ответить эксперту. От его заключения зависит ход расследования всего дела. Права на ошибку у него нет и быть не может.
Если невозможно однозначно установить причину случившегося, выдвигаются несколько версий, которые уже рассматривают и дорабатывают органы уголовного преследования. Для судебного эксперта важно не ввести в заблуждение, не дать ложной информации. Поэтому к специалистам данной сферы предъявляются жёсткие требования, они должны работать чётко и грамотно, не упуская из виду даже малейшей детали. Для простого обывателя обгоревшие провода под микроскопом — лишь чёрное пятно, а выгоревшие конструкции — мусор. Для эксперта же это вещественные доказательства, важные при исследовании и составлении заключения. Для него нет понятия «всё сгорело». Даже в руинах пепла можно найти важную информацию. Для этого у судебного эксперта есть специальное оборудование, предназначенное для исследования различных видов пожаров. Например, если сгорел автомобиль, стиральная машина, металлический ангар, то используются анализатор магнитных характеристик типа «Вихрь» и коэрцитиметр типа «КИМ-2М», необходимые для исследования металлических конструкций. Произошёл пожар в деревянном доме — нужен приборный комплекс «Пресс». Если же причиной пожара мог быть поджог, то применяется фотоионизационный детектор «Колион-1В». И это далеко не весь перечень оборудования, находящегося в арсенале у экспертов.
Именно с помощью специальных инструментов на месте пожара, когда значительная часть материальной обстановки уничтожена или подверглась видоизменению, эксперт, как истинный Шерлок Холмс, ищет очаг возгорания и выясняет причину его возникновения. Установление причины и обстоятельств пожара имеет большое значение не только для дальнейшего хода расследования, но и для предотвращения подобных происшествий в дальнейшем. Например, в Могилёвской области в течение одного года произошёл ряд пожаров в помещениях кухонь многоквартирных жилых домов. Все они, как один, имели общие признаки, связанные с прогоранием резиновых газовых шлангов в металлической оплётке, питающих газовые приборы. В ходе комплексных исследований со специалистами РУП «Могилёвэнерго» и РУП «Могилёвоблгаз» было установлено, что причиной пожаров послужили большие переходные сопротивления, возникшие между электрифицированными газовыми приборами и газовым трубопроводом. А металлическая оплётка гибких шлангов выступила проводником электрических токов. По результатам экспертиз в надзорные органы было направлено уведомление об имевшей место типовой причине пожаров и о мероприятиях по её предотвращению. В результате проделанной работы за последние два года такого рода пожаров в Могилёвской области не зафиксировано.
Независимая оценка эксперта
Пожарно-техническая экспертиза производится не только в отношении зданий и сооружений. В последние годы довольно часто объектом исследования становятся средства передвижения — легковые и грузовые автомобили. Владельцы авто стремятся оснастить своего железного коня всевозможным оборудованием, подключаемым к электросети. Нагрузка такова, что электрика просто не выдерживает и происходит возгорание. Ведь никто заранее не думает о последствиях, и лишь при проведении пожарно-технической экспертизы люди начинают оправдываться: «Ах да, я это установил, это подключил».
Часто владельцы автомобилей сами обращаются в наше управление для назначения экспертизы: точная причина возгорания влияет на выплату страховых взносов. Ведь если произошло короткое замыкание — это одно, а если хозяин автомобиля оставил непотушенную сигарету — совсем другое. Для судебного эксперта важно не то, что рассказывает владелец пострадавшего авто, а что удалось выяснить в ходе независимой экспертизы. Ключевое слово здесь — «независимой». Ведь судебный эксперт объективно подходит к делу; кого-то наказать или оправдать не его задача — этим занимаются соответствующие органы. Он лишь апеллирует к фактам. Так, например, несколько лет назад произошёл пожар в общежитии в городе Бобруйске. Мужчина утверждал, что в процессе эксплуатации у него в доме лопнул масляный радиатор и горючая жидкость растеклась, в результате чего и возник пожар. В ходе пожарно-технической экспертизы было установлено, что процесс разгерметизации произошёл вследствие пожара, а не послужил его причиной. Таким образом, виновник пожара хотел скрыть следы своей небрежности, избежать ответственности и «спихнул вину» на радиатор, чтобы никто не узнал, что пожар начался от неосторожного обращения с огнём при курении. Благодаря экспертизе удалось выяснить истинную причину случившего и привлечь виновного к ответственности.
Скрыть следы преступления от судебного эксперта сложно и, по сути, невозможно. Давая ложные показания, виновник происшествия может запутать следствие, но в конечном итоге пожарно-техническая экспертиза всё равно расставит все точки над «и».
Лишь убедив себя, можно убедить других
Как уже говорилось ранее, судебный эксперт не может и не должен допускать ошибок при составлении заключения. Поэтому, прежде чем назвать настоящую причину происшествия, нужно проработать все варианты. Попытаться воссоздать по цепочке картину чрезвычайной ситуации, не упуская ни одной детали, ни одной мелочи. Необходимо в первую очередь самому убедиться, что ты прав, а потом уже делать выводы и давать заключения. Судебный эксперт — это человек, всегда находящийся в поисках истины.
И даже когда заключение готово и ты уверен, что всё сделано правильно, всё равно прокручиваешь в голове все этапы пожарно-технической экспертизы, думая, не упустил ли что-нибудь важное. Ведь от правильности и точности выводов эксперта зависит не только престиж профессии и доверие к ней, но и исход дела, а порой и судьба людей, вольно или невольно оказавшихся причастными к пожару.
Журнал «Служба спасения»
Текст и фото: Татьяна Храменкова