Реализация самостоятельной государственной политики в различных сферах социальных отношений – неотъемлемый атрибут суверенитета государства. Она является показателем независимости и развитой системы государственного управления. Республика Беларусь отличается последовательностью и взвешенным подходом к организации правоохранительной и судебно-экспертной деятельности.
Следует отметить, что основные решения, определившие нынешнюю систему судебно-экспертных учреждений и порядок осуществления судебно-экспертной деятельности, готовились достаточно тщательно. В данной сфере не было скоропалительных реформ.
В период приобретения Республикой Беларусь суверенитета правовые и организационные условия в правоохранительной системе сохраняли традиционно сложившийся еще в СССР уклад. С его развалом в определенной мере была сломана система управления, методического и кадрового обеспечения деятельности многих государственных органов, в том числе судебно-экспертных учреждений. Это привело к тому, что со временем все чаще обращали на себя внимание болевые точки судебно-экспертной деятельности: проблемы организационного, материально-технического и кадрового обеспечения. Ранее эти функции выполнялись централизованно в рамках соответствующих союзных ведомств. В новых экономических условиях создание полноценных систем управления и обеспечения в каждом ведомстве, имеющем экспертные подразделения, было практически невозможно. А это, в свою очередь, создавало трудности в решении многих задач.
На определенном этапе было принято важное решение о создании межведомственной комиссии по вопросам судебно-экспертной деятельности при Совете Безопасности Республики Беларусь (далее – комиссия) [1]. Системные проблемы стали объектом пристального внимания комиссии с момента ее образования. Многие решения, принятые новым коллегиальным органом, имели принципиальное значение в сфере судебно-экспертной деятельности. В частности, под эгидой комиссии разработан проект инструкции о порядке совместного производства экспертиз экспертными учреждениями различных ведомств, разрабатывались единые подходы к методическому обеспечению с перспективой создания реестра методик, реализовывались и многие другие значимые направления взаимодействия. Вместе с тем обеспечить необходимый уровень оперативности и скоординированности действий отдельных ведомств в решении проблем судебно-экспертной деятельности было сложно. В этой связи неоднократно поднимался вопрос централизации судебно-экспертных учреждений. Следует отметить, что на необходимость выделить из системы органов внутренних дел экспертно-криминалистические подразделения указывалось еще в Концепции судебно-правовой реформы 1992 года. Отмечалось, что производство экспертиз является несвойственной функцией указанного правоохранительного ведомства [2]. Не в полной мере соотносилось с задачами Министерства здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав) производство судебных медицинских экспертиз. Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 1997 г. № 112 «О Государственной службе судебно-медицинской экспертизы при Министерстве здравоохранения» ознаменовался постепенный выход подразделений судебно-медицинских экспертиз из подчинения Минздрава [3]. В 1998 году указанная служба полностью была выделена из системы Минздрава и подчинена непосредственно Правительству Республики Беларусь, а с декабря 2001 года – Генеральному прокурору Республики Беларусь [4; 5]. Таким образом, судебно-экспертная деятельность со временем приобретала все большую самостоятельность.
Следует отметить, что толчком для принятия решения о централизации государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений стало обострение практических проблем, обусловленных недостатками организации их деятельности. Так, на съездах судей Республики Беларусь, которые состоялись в 1999 и 2002 годах, на совещании судей в 2008 году неоднократно обращалось внимание на вопросы сроков и качества производства экспертиз, наличие обоснованных жалоб граждан, судей по поводу недостатков работы экспертных учреждений.
В связи со сложившимися тенденциями в белорусском обществе активно прорабатывался вопрос объединения экспертных учреждений под эгидой нового ведомства, которое могло бы выполнять роль регулятора. Аналогичный подход реализован при образовании Следственного комитета Республики Беларусь. Позднее Указом Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2013 г. № 202 «Об образовании Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» [6] был окончательно определен основной вектор государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности. Его основу составил субъект единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности – Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь, на который возложены соответствующие задачи [7]. Новая система государственных органов объединила экспертные подразделения органов внутренних дел, Государственной службы медицинских судебных экспертиз, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства юстиции, Министерства обороны Республики Беларусь.
Основным и, пожалуй, самым важным результатом явилась консолидация усилий различных экспертных учреждений и учреждений, обеспечивающих необходимую инфраструктуру судебно-экспертной деятельности. В одном ведомстве сконцентрированы судебные экспертизы, выполнявшиеся ранее разными учреждениями. Теперь нет необходимости следователю или суду, получив результаты одной экспертизы, назначать другую экспертизу по тому же самому объекту в другое государственное судебно-экспертное учреждение. Практика назначения комплекса экспертиз (несколько видов экспертиз в отношении одного и того же объекта) значительно расширилась. Только это позволило существенно сократить затраты времени на организацию проведения экспертиз, повысить эффективность судебно-экспертной деятельности. Кроме того, к моменту образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь отдельно взятые ведомственные системы экспертных подразделений обладали уникальными ресурсами, которые ранее не использовались в полной мере, а обеспечивали только определенное направление судебно-экспертной деятельности. Объединение этих систем позволило расширить сферу их применения.
Так, в системе Государственной службы медицинских судебных экспертиз функционировал институт повышения квалификации и переподготовки кадров, который обеспечивал обучение экспертов (повышение квалификации, переподготовку) на системной основе, но только по медицинским экспертным специальностям. С образованием Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь созданы условия для охвата подготовки по всем экспертным специальностям. Сегодня переподготовка осуществляется по 18 специальностям, которые составляют в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и квалификации» отдельное направление «Судебная экспертиза». По всем видам экспертиз, проводимых в системе Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, организовано обучение на теоретическом и практическом уровне, соответствующем государственным стандартам и иным требованиям в сфере образования. Также имеется возможность повышения квалификации по всем направлениям судебно-экспертной деятельности [8; 9]. Принятыми мерами в значительной степени решен вопрос кадрового обеспечения судебно-экспертной деятельности. В новых условиях доступ к обучению по экспертным специальностям открыт не только для экспертов-стажеров государственных экспертных подразделений, но и для негосударственного сектора судебно-экспертной деятельности.
Другой пример касается научно-методического обеспечения. В системе Министерства юстиции Республики Беларусь до образования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь функционировало государственное учреждение «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь» – экспертное и в то же время научно-исследовательское учреждение с богатой историей, связанной с разработкой научно-методического обеспечения судебной экспертизы и освоением новых видов экспертиз. Теперь перечень направлений научных исследований созданного на базе данной организации государственного учреждения «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь» значительно расширен и формируется с учетом наиболее острых потребностей правоохранительных органов. Активно осваиваются направления, имеющие системообразующее значение для судебно-экспертной деятельности в целом. На базе указанного учреждения функционируют секретариат национального технического комитета по стандартизации «Судебно-экспертная деятельность и криминалистическая техника» и Межведомственный научно-методический совет в сфере судебно-экспертной деятельности при Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь [10, с. 22]. Благодаря усилиям ученых научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь в Беларуси реализуется, например, проект импортозамещения в области технологий ДНК-анализа, что имеет большое значение для обеспечения независимости Республики Беларусь от зарубежных производителей дорогостоящих реактивов, применяемых в процессе экспертных исследований, сокращения расходов на производство экспертиз и, как следствие, повышения экономичности судопроизводства.
Помимо расширения сферы применения ресурсов отдельно взятых экспертных учреждений, образование Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь позволило добиться синергетического эффекта в судебно-экспертной деятельности за счет создания единой системы управления, материально-технического, правового и организационного обеспечения. Организована общая инфраструктура, налажено взаимодействие с государственными органами. Принятые Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь меры позволили добиться того, что более 99 процентов экспертиз выполняется в месячный срок, тогда как ранее срок проведения экспертиз доходил до полутора лет. Помимо оперативности, много внимания уделяется обеспечению качества экспертиз. По каждому выявленному недостатку в работе экспертов принимаются меры: анализируются причины, разрабатываются меры по их устранению и профилактике. Следует также отметить и социальный эффект, который характеризует степень защищенности интересов граждан. Экспертные подразделения отделены от влияния ведомственных интересов и задач органов уголовного преследования, что обеспечивает объективность и независимость экспертного исследования и повышает уровень доверия к правоохранительной и судебной системе Республики Беларусь. Показательными являются данные о количестве выполненных экспертиз. За три года работы Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь выполнил более миллиона экспертиз. При этом количество постановлений и определений о назначении экспертиз правоохранительных органов, судов по многим видам экспертиз не снижается, что указывает на высокое доверие судебно-экспертной системе и высокую значимость результатов судебно-экспертной деятельности в современном судопроизводстве [8].
В начальный период функционирования Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь потребовалось проделать значительную работу в направлении правового обеспечения судебно-экспертной деятельности. Внесены изменения и дополнения, а также разработаны с учетом появления новой системы госорганов более чем 76 указов и декретов Президента Республики Беларусь, принято 18 законов, связанных с деятельностью Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, и более 85 постановлений Правительства Республики Беларусь. В рамках реализации единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности принято 49 постановлений Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь. 15 июля 2015 г. принят Закон Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» [11], проведена большая работа по приведению законодательства в соответствие с данным Законом. Таким образом, реализация единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности имеет конкретную правовую основу и строится на четких принципах. Проделана значительная работа и она будет продолжена. Актуальным, в частности, видится вопрос принятия в Республике Беларусь Закона «О судебно-экспертной деятельности». Аналогичный закон действует во многих странах, включая Россию, Казахстан, ряд иных государств. Работа над проектом подобного закона велась в Беларуси в 2003–2008 годах. Вместе с тем, в том числе и в связи с отсутствием четких подходов к реализации единой государственной политики в сфере судебно-экспертной деятельности, этот вопрос снимался с повестки дня [12, с. 12]. Есть все основания полагать, что этот вопрос будет решен. Ведется активная работа по подготовке проекта концепции данного законопроекта.
Актуальным является также вопрос совершенствования процессуального порядка назначения и проведения экспертиз. Действующие Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный кодексы и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях показывают, что в большей степени сформированный в прошлом веке процессуальный порядок назначения и производства экспертиз сохранился почти в неизменном виде, несмотря на то, что ряд положений нуждается в корректировке. Не обеспечены в полной мере требования единых подходов к организации и проведению экспертиз независимо от вида судопроизводства, хотя цели и условия судебно-экспертной деятельности едины [12, с. 13–14].
В этой связи следует обратить внимание на современные тенденции в развитии научного обеспечения судебно-экспертной деятельности. Научная составляющая всегда играла определяющую роль в эффективности судебно-экспертной деятельности. Сейчас более 100 видов и подвидов экспертиз, которые выполняются в Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, требуют самостоятельной научной проработки. Большинство отраслей наук представлено в методах и технологиях судебной экспертизы. В то же время есть области науки, от которых зависит системность государственной политики в рассматриваемой сфере. Значительную роль в этом направлении играют правовые науки.
Однако сегодня проблематика регулирования судебно-экспертной деятельности недостаточно изучена. Еще во второй половине ХХ века стала активно формироваться новая отрасль теории – теория судебной экспертизы. На современном этапе данная область науки является самостоятельной, что нашло отражение и в перечне научных специальностей как в нашей стране, так и в Российской Федерации. Накоплен значительный багаж научных знаний, позволяющих реализовать достаточно эффективные правовые, организационные, технологические средства в сфере производства экспертиз. Правда, сегодня область теории судебной экспертизы не в полной мере отвечает потребностям специализированной системы государственных органов. Судебно-экспертная деятельность пока рассматривается слишком узко как производство экспертиз. Правовые и другие науки недостаточно внимания уделяют методам регулирования в данной сфере [13–15]. На это указывает и недостаточно полная в научном плане разработка понятия судебно-экспертной деятельности. Видимо такая ситуация обусловлена прежде всего отсутствием практики реализации государственной политики в рамках организационной модели, принятой в Республике Беларусь. На постсоветском пространстве и за его пределами не имелось подобных примеров организации судебно-экспертной деятельности. Поэтому данная проблематика является новой для науки.
В настоящее время имеется экспертная практика в новых условиях, что позволяет осуществлять теоретический анализ на основе ее обобщения. Представляется, что в ходе дальнейшей работы в данном направлении будут выработаны эффективные научно обоснованные подходы к регулированию судебно-экспертной деятельности.
Швед А.И.,
Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, генерал-майор юстиции, кандидат юридических наук, доцент
Подготовлена в рамках цикла
«Право современной Беларуси: истоки, уроки, достижения и перспективы»
Оригинал материала: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=15241