В Бобруйске обычная белорусская семья в годы Великой Отечественной войны спасла еврейскую девочку, рискуя собственными жизнями. Прошло много десятилетий, но эту историю в семье не забывают и передают детям и внукам как очень ценное – ведь что может быть ценнее жизни?
Рассказывает подполковник юстиции Андрей Миняйло, заместитель начальника Бобруйского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз:
– Более 600 жителям Беларуси присвоено звание «Праведник народов мира» – это люди, которые протянули руку помощи евреям наперекор страху, не обращая внимание на то, что даже самые близкие родственники могли быть расстреляны из-за укрывательства еврея.
В 1941 году, когда немцы оккупировали Бобруйск, в городе творились страшные вещи. Всех евреев согнали в гетто, которое находилось за мармеладной фабрикой по Шоссейной улице. Самое ужасное произошло в ночь с 6 на 7 ноября 1941 года, когда у деревни Каменка расстреляли тысячи евреев и военнопленных.
Девочка 7 лет Майя Благутина, дочь еврея, которого еще в начале 1941-го забрали на строительство оборонительных сооружений, попала в детский дом после того, как после очередной бомбежки погибла ее мама. В этом детском доме работала прачкой Мария Павловна Мороз – прабабушка моей супруги Анастасии. Девочка Майя очень привязалась к Марии Павловне, и та к ней – тоже.
Детский дом был переполнен, и его работники обратились к людям с просьбой взять часть детей на воспитание. Мария Павловна понимала, что если не забрать еврейскую девочку, то ее, если обнаружат немцы, расстреляют. Посоветовавшись с мужем Антоном Терентьевичем, они решили забрать ее к себе. Так Майя оказалась в семье Мороз, в которой на тот момент воспитывалась своя маленькая Надя. Еврейскую девочку Мария и Антон полюбили как родную.
Соседи тоже привыкли к Майе, и за долгие годы оккупации никто не проговорился и не донес на нее. Это были страшные три года. Папа вырыл в огороде землянку, там (либо в доме под полом) прятали детей во время обстрелов. К тому же был большой риск того, что всю семью расстреляют из-за Майи.
В 1945 году в дом Мороз пришел военный – грудь в медалях. Майя сразу узнала своего папу. Рахмеел Иосифович в звании старшего лейтенанта после тяжелого ранения под Кенигсбергом вернулся из армии и забрал дочь. Они уехали, и связь оборвалась. Но в бобруйской семье Майю не забывали. Надежда Антоновна, бабушка моей супруги, вспоминает: когда папа заболел и лежал, он говорил ей и брату: «Найдите Майю!»
В местной газете опубликовали статью с историей про девочку Майю. Нашлись люди, которые ее знали и помогли найти ее в Свердловской области, написали ей письмо, она ответила. Так снова нашлись Майя и Надежда, под одной крышей детьми пережившие страшные годы войны.
Решением специальной комиссии мемориального института катастрофы и героизма европейского еврейства семье Мороз было присвоено почетное звание Праведников народов мира. В 2005 году открыт первый в Республике мемориальный комплекс «Аллея Праведников» в городе Бобруйске. На каменных табличках увековечены имена людей, которые спасли евреев от страшной смерти в годы войны, в том числе и имена наших близких: Марии и Антона Мороз.
Пару лет назад в Бобруйск приезжала съемочная группа, снимавшая документальный фильм «Аллея Праведников» – бабушка Надежда Антоновна давала интервью. Позже этот фильм показывали в бобруйском кинотеатре.
Надежде Антоновне в этом году исполняется 85 лет. Горе, страх и боль, которые на нашу землю принесла война, она помнит до сих пор. Живет в нашей памяти и героизм ее родителей, которые несмотря на огромные риски спасли девочку Майю.