Новости о пострадавших от курения спайса появляются едва ли не каждый день. А преступления, совершенные под воздействием наркотиков, — одни из самых жестоких. Чем опасны курительные смеси и к каким последствиям они приводят, рассказала заместитель начальника управления судебно-психиатрических экспертиз управления Госкомитета судебных экспертиз по Минской области — государственный медицинский судебный эксперт-психиатр Татьяна Семенова.
— Насколько остро сегодня стоит вопрос с распространением наркотических средств и психотропных веществ?
— Долгое время у нас были классические наркотики: героин, метадон, марихуана. В 2008 году начались первые поставки «курительной смеси» или «спайса» на территорию Беларуси.
Причем спайс — это не наркотик в традиционном понимании этого слова. Это особо опасное психотропное вещество, запрещенное к обороту. Спайс является синтетическим аналогом каннабиноидов (производные конопли), но в разы сильнее последних. Продаются «спайсы» в виде высушенной травы (это могут быть лекарственные растения (ромашка, мать-и-мачеха и т.д.), табак), на которые нанесено психоактивное химическое вещество, так называемый синтетический каннабиноид.
Когда спайс только поступал в Беларусь, разработчики пытались постоянно менять его химическую формулу, чтобы правоохранительные органы не могли ее обнаружить и запретить. Поэтому некоторое время спайсы распространялись и считались условно легальными. На сегодняшний день их постоянно вносят в перечень особо опасных психотропных веществ и запретили к обороту на территории Беларуси.
«Если забирать закладку со спайсом в лесу, о какой легальности может идти речь?»
Наряду со спайсами распространение получил аналог амфетамина — мефедрон, выпускается в виде кристаллического порошка. Употребляют мефедрон путем вдыхания или внутривенно. Спайс и мефедрон оказывают психостимулирующее действие: при употреблении у человека повышается активность, улучшается настроение, он кажется себе всесильным. Понятно, что приподнятое настроение не длится долго. После окончания действия таких веществ появляется подавленность, раздражительность. И тут хочется снова вернутся к состоянию эйфории… Чтобы это повторить, дозировку придется увеличить.
— Долгое время считалось, что употребление спайса — это что-то безобидное…
— Чтобы заманить покупателей, производители писали: спайс — это «дизайнерский наркотик». И если производители имели виду, что они изменили химическую формулу вещества в обход законодательству, то для молодежи загадочное понятие «дизайнерский наркотик» было чем-то необычным, крутым. К тому же употребление спайса идет через сигарету. Это вроде как просто и безобидно, ведь можно обойтись без инъекции.
— Потребители спайса и мефедрона — это в основном молодежь?
— Да. Им хочется попробовать что-то новое. К тому же, когда только появился спайс считалось что это обычная трава, чего в ней может быть плохого? Но по данным литературы, психотроп (синтетический аналог каннабиноидов), который добавляется в спайсы, в сотню раз превышает действие марихуаны. Так что спайс — это довольно сильный наркотик. Люди, которые в свое время сидели на героине или метадоне, это подтверждают.
Некоторое время у людей, которые начинают входить в зависимость от спайса, есть ощущение, что они в любой момент могут остановиться. Но наступает очередное завтра, состояние тягостное, и тогда они думают: а что будет от одной затяжки? Но одной затяжкой не обходится, надо сделать 10. И начинается борьба с самим собой и бегство от признания своей зависимости.
— Как спайсы превращают людей в жестоких преступников?
— Под действием психотропных веществ подростки могут совершать преступления, направленные как против себя, так и против окружающих. И это объяснимо: развивается паранойя, галлюцинации. Были случаи, когда человек мог выйти в окно или нанести вред близким. Однажды, например, подросток вырезал приятелю глаза.
На фоне употребления спайса или мефедрона судебные медики не раз констатировали смерть. В минимальной дозировке спайс оказывает стимулирующее действие, но как только доза повышается, следует угнетающее действие на ЦНС вплоть до остановки сердца, токсического действия на почки, печень, легкие. Вещество, которое содержится в спайсе, накапливается в жировой ткани и вызывает отравление.
— Так что употребление спайса — это всегда рулетка, ведь никогда не знаешь, что тебя ждет?
— Именно так. В любом случае надо понимать, что любое химическое вещество — это яд. И как оно подействует, никто не знает. К примеру, ситуация, когда компания курила одну и ту же курительную смесь. В результате, двое в порядке, а третий умер.
Производитель стремится, чтобы психотропное вещество получило распространение. А последствия никого не беспокоят. Изначально в сознание молодежи внедрялось, что спайс — легальный наркотик. Но все легальное продается в аптеке либо в больнице и там вам дадут чек. Если забирать закладку в лесу, о какой легальности может идти речь?
— Правда ли, что спайсы могут спровоцировать психоз?
— Эти вещества сами по себе вызывают проблемы с психикой. А у подростков она неокрепшая, поэтому они в группе риска.
Психотропные вещества вызывают паранойю, галлюцинации. На фоне хорошего настроения начинает казаться, что за вами кто-то следит, ломится в дверь. Люди начинают слышать звуки и пытаются убежать от преследователей. Иногда они выходят в окно, либо выбегают на улице прямо в домашних тапочках, бьют машину, чтобы привлечь внимание, ведь им кажется, что сейчас их хотят убить.
В Солигорске парень покурил спайс, пошел к другу за зарядкой для телефона. Там ему показалось, что друг его планирует убить. Тот как раз делал в квартире ремонт, в прихожей стояли пакеты со строительными отходами. Парню казалось, что это пакеты с трупами и его уже скоро упакуют в один из них. Тогда он побежал на улицу, начал бить тапками по машинам, зеркалам и просить о помощи. Приехали сотрудники милиции и доставили его в медучреждение.
Так что потребители спайса представляют опасность не только для себя, но и для окружающих. В Молодечно друзья выпивали в гараже, им стало скучно. Кто-то предложил попробовать мефедрон. Когда один из парней пошел домой, у него начались галлюцинации: молодому человеку показалось, что поезд, который стоял на перроне, заминирован. Парень пытался «спасать» людей, открыть поезд – не получилось. Тогда он позвонил на линию 102 и сказал о том, что поезд заминирован. В итоге – уголовное дело о ложном минировании… Так что печальных историй, связанных с употреблением психотропов, много. Расстраивает то, что люди, как правило, редко учатся на чужих ошибках.
Управление судебно-психиатрических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Минской области проводит судебно-психиатрические комплексные психолого-психиатрические экспертизы лиц, находящихся под следствием. Специалисты определяют вменяемость человека и необходимость применения к нему мер безопасности и принудительного лечения.
Источник информации: «Мінская праўда»