Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
В режиме 24/7: как судебные эксперты-химики выявляют различные виды наркотиков и психотропов 5 апреля 2022

В материалах любого уголовного дела, связанного с незаконным оборотом наркотиков, всегда имеется заключение судебного эксперта. Важную роль оно играет и при вынесении приговора. Порядок проведения таких исследований строго регламентирован. К тому же судебные эксперты несут уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения, ведь от него зависит судьба человека. Как судебные эксперты-химики выявляют различные виды наркотиков и психотропов, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

В случаях обоснованной необходимости принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения лицу, подозреваемому в совершении преступления, исследование может быть проведено в срочном порядке.

Иногда судебных экспертов вызывают в суд, чтобы они подробно рассказали, на основании чего сделали те или иные выводы, ведь несведущему в химии человеку порой непросто разобраться в их заключениях.

«Срочные» экспертизы проводят круглосуточно, каждая занимает около часа. Объектом исследования может быть всё что угодно: таблетки, порошки, жидкости… Даже если количества неизвестного вещества, представленного на экспертизу, столь мало, что его нельзя увидеть, при помощи специального прибора хромато-масс-спектрометра оно всё равно будет идентифицировано.

Вскрыв спецпакет, судебный эксперт проводит осмотр объекта, фотографирует его, взвешивает и готовит пробу вещества. Затем заливает раствор в виалы — маленькие пробирки, которые помещает в хромато-масс-спектрометр. Прибор исследует образец, после чего выдает результат в виде хроматограммы, где каждый пик — это отдельный компонент вещества, которому соответствует индивидуальный масс-спектр.

— Далее сравниваем полученный результат с республиканским перечнем наркотических средств, в котором более 500 позиций. То есть окончательный вывод делает не компьютер, а судебный эксперт, — рассказывает главный эксперт управления специальных экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску Юрий Агей. — Если у одного подозреваемого было изъято, например, 10 свертков с подозрительным содержимым, мы будем исследовать каждый из них. Любые смеси, содержащие в своем составе запрещенные вещества, будут считаться подконтрольными.

Около 99 % синтетических наркотиков, попадающих на экспертизу в управление ГКСЭ по г. Минску, — мефедрон и альфа-PVP. Что касается дурмана растительного происхождения, чаще всего специалистам приходится иметь дело с марихуаной и гашишем.

— Раньше было много экспертиз наркотиков, изготовленных из маковой соломы, но в последние годы они почти не встречаются. Этому способствовал так называемый антимаковый декрет, — говорит Юрий Агей. — Сошли на нет и спайсы с «марками», заполонившие столицу в 2014 году. Экстази и кокаин также встречаются крайне редко — возможно, это связано с их высокой стоимостью.

В последнее время на исследование нередко поступают горшки с растениями: наркопотребители начинают самостоятельно осваивать выращивание конопли, не задумываясь об уголовной ответственности за это. Однажды Юрию Николаевичу на экспертизу даже поступила закатанная металлической крышкой трехлитровая банка, доверху забитая марихуаной.

Иногда судебные эксперты-химики сталкиваются с довольно эксклюзивными объектами. Так, в практике Юрия Агея недавно был случай, когда он исследовал редко встречающуюся у нас гармалу.

— Это многолетнее травянистое растение, распространенное в степях и полупустынях на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири. Некоторые народы даже относили его к сакральным. До сих пор гармала остается популярным средством в народной медицине Востока, — поясняет собеседник. — Несмотря на лекарственные свойства этого растения, оно содержит в своем составе гармин, запрещенный на территории нашей страны и относящийся к особо опасным психотропным веществам.

Некоторые СМИ весьма пристально следили за уголовным делом, в котором фигурировала та самая гармала. С пакетом этого растения в прошлом году азиат летел через Минск в Москву на работу. В пункте досмотра транзитных пассажиров в его сумке обнаружили подозрительное вещество растительного происхождения весом более 90 г. Иностранец не скрывал, что трава принадлежит ему, называется гармала, и ею он лечит гайморит. Мужчину задержали.

В ходе судебного заседания вину он не признал, настаивал, что эту траву у него на родине можно свободно купить. О том, что гармала содержит особо опасный психотроп, якобы не знал.

Избежать наказания не удалось: ближайшие пять лет мужчина проведет в одной из исправительных колоний.

Случается, у задержанных изымают не вещество, а то, из чего его употребляли. Например, трубку или сверток из фольги. На них можно выявить наслоения, по которым судебный эксперт запросто определит, что курили, табак или что-то запрещенное.

Справочно:

Судебные эксперты проводят исследования в режиме 24/7 — порой только за сутки делают семь-восемь «срочных» экспертиз.


Источник информации: «Минск-Новости»