Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
От стигмы к пониманию: почему о психическом здоровье должен знать каждый 10 октября 2025

По данным Всемирной организации здравоохранения, около миллиарда человек в мире страдают от психических болезней. То или иное психическое расстройство хотя бы раз в жизни переносит каждый житель планеты. О важности психологической гигиены, дестигматизации психических расстройств и повышения уровня информированности населения в вопросах ментального здоровья поговорили с начальником управления судебно-психиатрических экспертиз – государственным медицинским судебным экспертом-психиатром управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области Андреем Гарельским.

Андрей Николаевич в профессии четверть века. В 2000-м окончил медицинский университет, прошёл интернатуру по психиатрии. Какое-то время работал по специальности в учреждениях здравоохранения. Получив достаточный клинически опыт и необходимые практические наработки, с 2006 года стал заниматься судебной экспертной деятельностью. Сегодня Андрей Николаевич специализируется на обеспечении уголовного, административного и гражданского процесса и, соответственно, проведении экспертиз по этому судопроизводству. В уголовном процессе это экспертиза подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, лиц проходящих по материалам проверки; в гражданском процессе это экспертиза по гражданским делам: по дееспособности-недееспособности, ограничении дееспособности в следствии психического расстройства, а также иные экспертизы, которые проводятся по искам по определению сделкоспособности, о возможности защиты прав несовершеннолетних в части проживания либо участия законных представителей в воспитании ребёнка; по административному процессу, в основном, это экспертиза по признанию невменяемости.

– Почему именно судебная психиатрия стала предметом вашего профессионального интереса?

– Любая медицинская наука заслуживает своего уважения. Психиатрия – наука прогрессивная. Очень много болезней, в том числе соматических, зависит непосредственно от психической деятельности и разобраться в том, как функционируют высшая нервная деятельность, насколько она может руководить человеком, насколько она отвечает за все процессы, протекающие в организме, достаточно интересно. Меня это всегда привлекало. Но ещё больше привлекала работа судебного эксперта. На мой взгляд, это специалисты, которые обладают глубочайшими знаниями психиатрии как науки. Именно поэтому прежде, чем прийти в судебную экспертизу, получил клинический опыт и практические знания в учреждениях здравоохранения области, чтобы давать уже какие-то экспертные оценки тем либо иным ситуациям.

–  С каким психическими заболеванием вам по роду своей деятельности приходится сталкиваться чаще всего?

– В большинстве случаев мы работаем с лицами, которые совершили преступление. У этой категории граждан наиболее часто диагностируются такие расстройства, как расстройство личности того либо иного круга, а также синдромы зависимости от алкоголя либо психоактивных веществ. Также достаточно часто диагностируется умственная отсталость любой степени выраженности (самая распространённая – лёгкая). Реже расстройство шизофренического круга, биполярное аффективное расстройство – тяжёлые заболевания, которые могут приводить к установлению выводов о невменяемости.

– Изменились ли за последние 10–15 лет структура психических заболеваний исследуемых и их возраст?

– В Гомельской области структура психических расстройств на протяжении длительного времени сохраняется неизменной. Стабильным остаётся и средний возраст исследуемых. Это люди 20–50 лет. Снизилось разве что количество несовершеннолетних, особенно по уголовным делам, связанным с распространением наркотических и психотропных веществ. Еще несколько лет назад их было гораздо больше.

– Встречались ли в вашей практике люди, которые симулировали ментальное нездоровье, чтобы каким-то образом избежать ответственности?

– Конечно, любой судебный эксперт-психиатр сталкивается с такими ситуациями. Но симулировать психическое расстройство невозможно, не обладая какими-то специальными знаниями в этой области. Мы не оцениваем психическое расстройство только по наличию непосредственного контакта с лицом.  Исследуется в совокупности все объективные свидетельства, которые возможно получить.  Это и материалы уголовного дела, и показания свидетелей, и опросы родственников, друзей, которые характеризуют лицо. Учитывается также непосредственно причинно-следственная связь между ситуацией и вторичной выгодой, которая может получиться от этого расстройства. Эти обстоятельства невозможно проигнорировать.

Однажды к нам попал мужчина в возрасте 50 лет. Он подозревался в совершении преступления и уже в условиях следственного изолятора начал рассказывать, что общается с потусторонним миром, что он не знает, кто он на самом деле, говорил о себе исключительно в третьем лице и предъявлял соответствующие жалобы. Была назначена психиатрическая экспертиза. Разумеется, его слова не были подкреплены никакими объективными данными, отсутствовали характерные нарушения мышления, которые должны быть при этом, изменения эмоционально-волевой сферы. Лицо признали психически здоровым.

– Поддаются ли лечению психические расстройства и что нужно знать, если родственники заметили у близкого человека какие-то отклонения?

– Психиатрии нельзя бояться. Психические расстройства многогранны и текут они по-разному. В настоящее время даже такие сложные расстройства, как шизофрения и близкие к ней нарушения, лечатся достаточно неплохо. Грамотно подобранное лечение, приём препаратов и соблюдение врачебных рекомендаций позволяют сократить число обострений более, чем в 10 раз. Есть препараты, которые минимизируют изменения негативно-личностные, такие, как грубое нарушение мышления, выгорание и выхолощенность эмоционально-волевой сферы. Они помогают значительно улучшить качество жизни.

Если же вы заметили у близкого человека какие-то отклонения, нужно не бояться предложить помощь. Закрывать глаза точно не стоит. Иногда страх родственников даже подумать о психиатрической помощи может стоить очень дорого. У нас в экспертизе был случай: у молодого человека имелись явные признаки психического расстройства. Но родители вместо того, чтобы сподвигнуть его на получение психиатрической помощи либо самим подъехать на консультацию в психоневрологический диспансер, отправили его проживать к бабушке. Состояние молодого человека усугублялось пока не переросло в иррациональную ситуацию, когда он, опасаясь мнимых преследователей, стал бегать по улицам, где разбил две машины. В отношении него возбудили уголовное дело за хулиганство.

– Как сохранить сегодня психическое здоровье?

– В течение жизни каждый из нас сталкивается с тем либо иным психическим расстройством. Расставание, утрата близких может вызвать какие-то психические нарушения в рамках так называемых невротических, когда появляется тревога, снижение настроения, апатия, пассивность.  Это естественное протекание стресса. Защитить себя можно какой-то психогигиеной. Также положительно сказываются ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, нормализация сна, минимизациея поступления разных вредных агентов в организм, дабы исключить развитие психических расстройств. Но повторюсь: сегодня уровень медицинской помощи таков, что эти расстройства могут протекать практически незаметно.


Анна Кодолова, официальный представитель управления ГКСЭ по Гомельской области