«Жизнь можно начать с чистого листа, а почерк изменить сложно»
Нельзя не согласиться с этим афоризмом, ведь почерк является уникальным свойством личности, которое практически не изменяется с момента формирования и до глубокой старости. Почерк не просто отражает технику письма, но и индивидуализирует и характеризует саму личность. Выдающийся русский ученый-криминалист и основоположник судебного почерковедения Буринский Е.Ф. писал: «В почерке весь человек, со всеми его физическими и духовными свойствами».
Почерк издревле интересовал представителей многих областей знаний: правоведов, криминалистов, лингвистов, педагогов, физиологов, психологов, психиатров, невропатологов и многих других.
Но наибольшее развитие наука о почерке, или «почерковедение», получила именно благодаря необходимости его исследования в ходе расследования и рассмотрения дел о подделках письменных документов. Нередко единственным доказательством подлога являлось заключение эксперта-почерковеда.
Сегодня почерковедческие экспертизы проводятся лицами, прошедшими соответствующую подготовку, на основании научно-обоснованных и апробированных на практике методик. Однако раньше это было совсем не так.
В XVI—XVIII веках полагали, что в почерке лучше разбирается тот, кто сам много пишет. Поэтому первыми экспертами стали каллиграфы — писари и учителя чистописания, поэтому почерковедческая экспертиза называлась каллиграфической. Также в качестве экспертов в суд приглашались типографы, литографы, граверы, секретари присутственных мест, канцелярские чиновники и т.п. Считалось, что благодаря постоянному общению с письменными документами указанные профессии приобретали некоторые навыки в распознавании почерков, но сводилась такая экспертиза, как правило, исключительно к определению сходства или несходства сравниваемых рукописей.
В XIX веке наука о почерках еще зарождалась и не получила официального признания, поэтому и лица, которых суд приглашал в качестве экспертов, не могли ссылаться на положения, выработанные и установленные наукой или опираться на мнения авторитетных ученых. Указанное обстоятельство нередко приводило к экспертным ошибкам.
В качестве примера можно привести случай, описанный в пособии «Судебная экспертиза документовъ, производство ея и пользованiе ею» Буринским Е.Ф., которого пригласили в суд определить, чьей рукой поставлены три креста под распиской в получении швейной машины: «После моего заявления о недостаточности моих познаний для решения подобной задачи, исследование поручили содержателю типолитографии, и он, в каких-нибудь 10 минут, посрамил меня самым решительным образом: «по характеру почерка и приемам письма» три креста оказались несомненно принадлежавшими руке обвиняемого». Таких случаев «научно-обоснованных» суждений судебная практика того времени знала достаточно много.
Однако в конце XIX века с накоплением знаний о природе почерка и ростом экспертной практики, подход к проведению почерковедческих экспертиз кардинально изменился. Многими учеными, в том числе и Буринским Е.Ф., проведена грандиозная работа по становлению и развитию почерковедения с позиций естественных наук, даны конкретные рекомендации по изучению почерка и проведению экспертизы.
Так, для исследования почерка или, как его называли в то время, «графического розыска», предлагались такие методы, как самонаблюдение, «наблюдение над актом письма», коллекционирование образцов с распределением их на группы по определенным критериям, измерение. Особую роль играли приемы судебной фотографии.
Считалось, что применение самонаблюдения было полезно в части того, что по своему собственному почерку легче всего определить, при каких условиях и в какой мере он изменяется, а также насколько сложно его подделать.
«Наблюдение за актом письма» проводилось при помощи скоростной фотосъемки, в ходе которой фиксировались изменения положения кисти руки при письме. Основной целью наблюдения являлось установление связи между манерой держать руку, движениями руки по поверхности и признаками почерка.
Все собираемые образцы почерков вместе со снимками рук разделялись по группам исходя из возраста, образования, профессии, физических особенностей, заболеваний и пр.
Большое значение придавалось измерению: для решения задач экспертизы проводились измерения высоты и ширины букв, их отношения, угла наклона строк к срезу бумаги и многих других почерковых характеристик.
Следует отметить, что научные достижения в XIX веке оказали огромное влияние на развитие и становление судебного почерковедения и судебной почерковедческой экспертизы, а указанные выше методы в той или иной мере используются и сегодня как при проведении экспертиз, так и при разработке новых, в том числе количественных, методов исследования.
Материал подготовлен главным управлением криминалистических экспертиз
центрального аппарата ГКСЭ.