Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
За рулем на зимней дороге 29 декабря 2022

Недавно гродненцы столкнулись с небывалой гололедицей: для многих путь на работу превратился в настоящий квест. А незадолго до этого горожане пережили еще одну «напасть» – обрушившийся на областной центр снегопад...

Поскольку подобные погодные явления значительно осложняют управление транспортными средствами, водителям важно знать нюансы, позволяющие избегать опасных ситуаций и в целом ездить с комфортом. Корреспондент «МВ» обратилась к специалисту по контраварийному вождению – заместителю начальника управления технических экспертиз УГКСЭ по Гродненской области Николаевичу Павлу, который поделился некоторыми рекомендациями.

Первое, что делает водитель, садясь зимой за руль, – отогревает ветровое стекло автомобиля. Павел Анатольевич рекомендует делать это постепенно: включить отопитель в режиме обдува стекла и режиме рециркуляции, а также первую (минимальную) скорость вентилятора. Далее по мере прогрева необходимо выключить режим рециркуляции, чтобы не запотели стекла. «Резкая подача теплого воздуха может привести к появлению трещин на стекле», – комментирует собеседник. Стоит запомнить: чем хуже работают дворники, тем выше расход омывающей жидкости. «Не пытайтесь очистить обледенелое стекло, включив дворники. Высокая нагрузка на электродвигатель и резиновые элементы щеток если не выведет их из строя сразу же, то существенно уменьшит ресурс», – отмечает специалист.

В морозы первые километры пути нужно двигаться плавно, не торопясь: амортизаторы и резиновые элементы подвески, шины, подшипники при наступлении холодов прогреваются очень медленно, а высокие нагрузки на них приводят к существенному сокращению ресурса. При движении по зимней дороге стоит выбирать те участки, на которых как можно меньше льда и снега. Вместе с тем, заснеженная дорога предпочтительней обледенелой, а асфальтобетон, даже мокрый, предпочтительней снега.

На перекрестках, поворотах, перед пешеходными переходами могут быть накатанные обледеневшие участки дороги: тормозить и выбирать скорость движения нужно заранее. Ни в коем случае нельзя бросать управление автомобилем, если вы попали в затруднительную ситуацию (занос, вращение), особенно – если автомобиль оснащен электронными помощниками «ABS», «ESP». «Главный инструмент управления автомобилем – рулевое колесо. Управляемые колеса всегда поворачивайте в ту сторону, в которую хотите двигаться. Без этого ни одна, даже самая продвинутая электронная система, не будет “понимать” ваших намерений. В то же время не стоит излишне доверять электронике. Главный компьютер – голова водителя! Частое срабатывание системы «ESP» говорит о том, что водитель движется на грани безопасного вождения. Нужно сбавить пыл, иначе в следующий раз страхующих возможностей системы «ESP» может оказаться недостаточно. Тренировка – залог успеха! И безопасности – тоже. Кто умеет направить автомобиль в занос – тот его (занос) и погасит. Почувствовать занос и научиться его гасить можно на мини-площадке и небольшой скорости», – говорит Павел Анатольевич.

При движении включенная нейтраль в КПП не способствует ни экономии топлива, ни повышению безопасности, особенно на поворотах. Зимой это правило актуально вдвойне, причем на всех участках дороги. Автомобили с автоматической трансмиссией всегда едут с включенной передачей, потому безопаснее.

В снегопад П.Николаевич рекомендует пользоваться противотуманными фарами: у них наибольший угол освещения, что позволяет хорошо видеть обочины и тротуары, а при поворотах на перекрестках – людей на пешеходных переходах.

Не следует эксплуатировать до последнего шины: изношенные зимой становятся причиной увеличения тормозного пути, потери управляемости и устойчивости.

В зимнее время также не нужно злоупотреблять подогревом сидений: это чревато не только простудными, но и заболеваниями спины, органов таза. «Как только почувствовали, что стало теплее – выключайте подогрев», – говорит подполковник юстиции.

Не стоит забывать и о том, что зимой на поворотах с грузовых автомобилей нередко падают куски льда. «При движении рядом или за грузовым автомобилем учитывайте это заблаговременно, до поворота. Безопаснее будет проехать его перед грузовиком, в крайнем случае – за ним, но с максимально возможной дистанцией», – рекомендует специалист.

 Источник информации: газета «Милицейский вестник», Ольга Махнач