Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Угоняют, царапают, обливают кислотой... Что устанавливает автотовароведческая экспертиза? 9 августа 2021

Нередко доводится читать о случаях, рассказанных автомобилистами: иной раз, выйдя во двор, владельцы транспортных средств обнаруживают на своих «ласточках» свежие вмятины, царапины и даже нецензурные надписи, кто-то не досчитывается деталей или вовсе может не застать своей машины на прежнем месте стоянки. В избытке таких историй и в практике заместителя начальника отдела строительно-технических, товароведческих и экономических экспертиз управления технических экспертиз управления ГКСЭ по Гродненской области Сергея Хильмановича. Специалист берется за работу, когда необходимо определить рыночную стоимость транспортного средства, размер вреда при его повреждении и сумму, в которую обойдется восстановительный ремонт.

Сергей Валерьевич получил инженерное образование: окончил Гродненский государственный университет имени Янки Купалы по специальности «Техническая эксплуатация автомобилей». За семь лет практической деятельности он провел свыше 600 автотовароведческих экспертиз по постановлениям правоохранительных органов, определениям судов, заявлениям граждан и юридических лиц.

– Помню мою первую судебную экспертизу, – рассказывает С.Хильманович. – Она касалась автомобиля «Chrysler PT Cruiser», находящегося на одной из автостоянок в г.Гродно. Неизвестные выбили в машине стекла: не осыпалось только ветровое. Тогда я впервые самостоятельно выезжал на осмотр автомобиля и определял размер вреда, причиненного транспортному средству в результате противоправных действий.

Специалист проводит как объектные, так и безобъектные экспертизы (к примеру, когда машину угнали). Если объект есть, то после изучения постановления и других документов судебный эксперт-автотоваровед выезжает на место стоянки транспортного средства. В ходе осмотра проводится идентификация авто: марка, модель, гос.номер, VIN, дата выпуска, технические характеристики сравниваются с указанными в постановлении. Проводится фотофиксация как самого автомобиля, так и имеющихся повреждений, данных о пробеге и др. Затем, исходя из собранных данных, производятся расчеты с использованием специальных программ. Эти программы позволяют установить комплектацию автомобиля, в которой тот выходил с завода-изготовителя, сколько времени потребуется на восстановительные работы, какова их стоимость, цена необходимых деталей. Базы постоянно обновляются.

По словам Сергея Валерьевича, довольно часто ему приходится проводить экспертизы в отношении транспортных средств, пострадавших в результате конфликтов между соседями, бывшими супругами, знакомыми. Из-за личной неприязни машины обливают краской, кислотой, царапают надписи на лакокрасочном покрытии. Периодически такие «отметины» оставляют дети: в практике судебного эксперта встречались автомобили с написанным словом «мама», нарисованными сердечками и даже солнышком и деревом.

– При осмотре транспортного средства мы визуально определяем глубину царапины: она существенно влияет на размер вреда, – комментирует собеседник. – Когда повреждение глубокое, на его дне виден грунт либо металл. Это требует ремонтной покраски, при которой необходимо больше материалов и времени. Соответственно размер ущерба возрастает.

Актуальный вопрос, который решается в рамках судебной автотовароведческой экспертизы – определение рыночной стоимости транспортных средств. Анализируется информация, сравнивается со вторичного рынка нашей страны, при этом учитываются сведения о дефектах эксплуатации, имеющихся в авто, его комплектация. Чаще всего такие экспертизы назначаются судами при бракоразводных процессах, правоохранительными органами в случаях угона, сотрудниками таможни, если у них возникло подозрение в занижении стоимости транспортного средства, перемещаемого через границу и т.д. А бывает, что машину угоняют и на ней совершают ДТП. Тогда судебный эксперт определяет не только стоимость автомобиля, но и ущерб, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Кстати, именно таможенными органами была назначена судебная экспертиза в отношении достаточно дорогого авто в практике моего собеседника – «Tesla Model X 100D». Автомобиль был приобретен в Чехии и перевозился через границу Республики Беларусь для дальнейшей продажи. У сотрудников таможни возникло подозрение, что стоимость транспортного средства (110 тысяч евро), указанная в декларации, занижена. Однако судебная экспертиза установила, что рыночная стоимость «Tesla» даже ниже заявленной.

Как говорит Сергей Хильманович, помимо самих автомобилей на судебную экспертизу поступают запчасти, в основном, найденные после похищения: аккумуляторные батареи, колеса, шины, двери и др. «Мы изучаем представленные материалы и проводим осмотр деталей: устанавливаем маркировочные обозначения (чтобы понять, оригинальная запчасть или нет), дату выпуска, наличие дефектов эксплуатации, таких как коррозия, трещины, разрывы и т.д. Эта информация позволяет определить стоимость объекта экспертизы. К примеру, недавно в одной сельхозорганизации была похищена угловая передача от зерноуборочного комбайна – достаточно тяжелая и дорогостоящая запчасть. Мы установили, что новая обойдется владельцу техники в 2400 рублей».

Сергей Валерьевич описывает еще один случай, произошедший в начале прошлого года в Гродно. Вечером владелец оставил свою «Ауди-100» на стоянке, а когда утром открыл ее, увидел удручающую картину: руль снят и лежит на пассажирском сиденье, отсутствуют щиток приборов, подрулевые переключатели. Судебному эксперту необходимо было установить стоимость похищенных деталей. Периодически воруют аккумуляторные батареи, даже из авто, стоящих у всех на виду. Не единожды сотрудники милиции находили их впоследствии в пунктах приема вторчермета. А недавно в управление ГКСЭ по Гродненской области стали поступать судебные экспертизы по скандально известным колпачкам: ради «хайпа» в Интернете и обмена друг с другом подростки скручивают их с ниппелей автомобильных колес. Одна из таких судебных экспертиз касается похищения четырех колпачков от «Range Rover». Специалист установил, что они оригинальные, а цена нового комплекта – 85 рублей. К слову, если в итоге противоправные действия будут квалифицированы как кража, что зависит от стоимости похищенного имущества, за это предусмотрена уголовная ответственность.

Назначаются экспертизы и Министерством по чрезвычайным ситуациям. Эпизоды, требующие заключения специалиста, связаны с возгораниями сельхозтехники в период уборочной кампании. К примеру, в одном из случаев загорелся пресс-подборщик: во время работы в механизм попал камень, в результате чего возникла искра. В другом к воспламенению привела неисправность подшипника. Кроме того, пожар может произойти из-за короткого замыкания или брошенного окурка. Проводя судебные экспертизы, сотрудники ГКСЭ устанавливают размер вреда, причиненного технике.

Также заключение судебного эксперта может потребоваться, когда нужно определить качество обслуживания транспортного средства на предприятии автосервиса.

– Однажды гражданин загнал автомобиль на СТО, чтобы устранить неисправности в топливной системе. Там провели работы, владелец их оплатил, выехал со станции, однако вскоре произошло возгорание в подкапотном пространстве. Тогда проводилась комплексная экспертиза с участием судебного эксперта автотовароведа, автотехника, трасолога и пожаротехника. В ходе исследования установлено, что причина – в нарушении технологии проведения ремонтных работ, – вспоминает собеседник.

А бывает, что нужно провести экспертизу в отношении автомобиля со множеством сильных повреждений. Например, кто-то купил машину после ДТП на запчасти, оставил где-то в безлюдном месте без присмотра. С ней стали играть дети, залезать внутрь, разбивать стекла, что-то отламывать. Тогда цена ущерба определяется исходя из стоимости самого автомобиля.

Как показывает практика, нередко сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз выступают в качестве последней инстанции при оценке вреда и определении стоимости ремонта поврежденного автомобиля. Любой гражданин, столкнувшийся с такими проблемами, может проконсультироваться со специалистами. При заключении договора на проведение автотовароведческой экспертизы она будет осуществлена в 30-дневный срок.


Ольга Махнач, газета «Милицейский вестник»