Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Девушка-детектив в белом халате 7 апреля 2022

«…Не откладывать на «потом», жить здесь и сейчас и наслаждаться жизнью…» – говорит молодая обаятельная девушка Ирина Мирош. Говорит со знанием дела. Но откуда у столь молодой особы такая мудрость? Это вытекает из специфики ее работы. Знакомьтесь – государственный медицинский судебный эксперт Осиповичского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Ирина Александровна Мирош.

– Почему, будучи юной девушкой, вы решили стать в некотором роде детективом в белом халате?

– Из родных никто не работал ни в сфере медицины, ни в следствии, так что выбор профессии был сугубо личным решением. В школе у меня хорошо шли все предметы, но больше всего я любила биологию и химию, поэтому решила поступать в Гомельский государственный медицинский университет (родом, к слову, я из Гомеля). Во время обучения, на 4-5 курсах,  нам преподавали патологическую анатомию и судебную медицину. Эти дисциплины меня заинтересовали. Осознав, в чем их разница, я поняла, что мне ближе и интереснее судебная экспертиза, где нужно устанавливать неочевидные причины смерти, обнаруживать признаки заболеваний, которые привели к смерти, – так я и выбрала профессию государственного медицинского судебного эксперта, в отличие от своих одногруппников, которые теперь работают врачами в больницах и поликлиниках.

Пройдя необходимое обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз, я приступила к работе в секторе судебно-медицинских экспертиз Осиповичского межрайонного отдела, где и продолжаю работать уже два года. Когда общаюсь с подругами по университету, убеждаюсь, что для себя я сделала правильный профессиональный выбор.

– Кроме проведения вскрытий, чем еще занимается медицинский эксперт, и какая часть работы для вас наиболее приятная?

– Медицинский эксперт привлекается к осмотру умерших на месте происшествия, чтобы определить, имеются ли следы криминального характера смерти. После проводится экспертиза непосредственно в морге, проводятся дополнительные лабораторные исследования (химические, гистологические), чтобы определить наличие в организме алкоголя, наркотиков и др. Также мы проводим экспертизы живых, чтобы определить наличие телесных повреждений, степень их тяжести, механизм образования и т.д.

Экспертизы в основном назначают правоохранительные органы (Следственный комитет, органы внутренних дел, суд), для того чтобы разобраться во всех обстоятельствах какого-либо происшествия: при каких обстоятельствах человек получил травмы, повлекли ли они расстройство здоровья, наступление смерти и т.д.

Наиболее приятная часть работы для меня – подведение итогов, то есть оформление заключения. Когда уже проведены все необходимые исследования, получены все дополнительные материалы и результаты судебно-химической, судебно-гистолической экспертиз, осталось сложить все воедино, и последний шаг – оформить заключение в соответствии с требованиями нормативных актов. Выводы должны быть лаконичными, не допускать разночтений и давать исчерпывающие ответы на все вопросы, интересующие инициатора назначения экспертизы. В этом, я считаю, и состоит мастерство эксперта: «упаковать» большой объем информации, полученный в ходе исследования объектов экспертизы, в краткий итог.

– Как реагируют люди, когда узнают, кем вы работаете?

– И во время обучения, и сейчас при общении с людьми многие удивляются такому выбору профессии. Чаще всего задают вопросы о том, тяжело ли вскрывать, не мешает ли запах работе… Могу сказать, что сейчас для медицинских экспертов созданы комфортные условия: есть как специально оборудованные помещения для проведения вскрытий, так и рабочие кабинеты, хорошие инструменты, часть работы выполняют санитары. Поэтому особых сложностей для меня нет.

Что касается качества выполнения работы, то женщины в экспертизе не уступают мужчинам. Разве что когда приходится в составе следственно-оперативной группы идти несколько километров пешком по глубокому снегу на место происшествия – вот только это, пожалуй, дается мне тяжелее, чем мужчинам.

– Какие нашли для себя плюсы жизни и работы в относительно небольшом городе?

– Как я уже говорила, в управлении Государственного комитета судебных экспертиз хорошие условия для работы экспертов созданы не только в Могилеве, но и на районах. А вот  объем работы у меня несколько меньше, чем у коллег в управлении. Добавлю в плюсы профессии также достойную оплату труда, интересную работу, когда каждый день меня ждут новые события и новые экспертизы, возможность карьерного роста, обеспечение арендным жильем. Также огромный плюс состоит в том, что я получаю хороший опыт самостоятельной работы. Необходимость держать все под своим контролем дисциплинирует, учит ответственности.

Что касается проживания в Осиповичах, меня сейчас вполне устраивает эта размеренная жизнь города. В свободное время я больше люблю быть дома, читать книги.

– Расскажите случай из практики.

– Поступает труп 42-летнего мужчины. Обстоятельства смерти достаточно тривиальные: обнаружен родственниками без признаков жизни. Моя задача установить причину и время смерти, имеются ли телесные повреждения. При исследовании мной обнаружена колотая рана паховой области (так называемый «колодец»), которая навела на мысль о том, что смерть могла наступить от отравления наркотическими веществами. Я направила образцы биологического материала для исследования в химическую лабораторию. В ходе проведения судебной медицинской химической экспертизы выявлено содержание метадона (опиоидного наркотического анальгетика) и альфа-PVP (синтетического психостимулятора) в крови и внутренних органах трупа в высокой концентрации. Таким образом, прихожу к выводу, что смерть мужчины наступила от острого комбинированного отравления метадоном и альфа-PVP.

– Какие философские мысли рождаются у вас в связи с вашей работой?

– Бывает, приезжаешь на труп мужчины по месту его жительства, видишь недостроенный дом, его супругу, маленьких детей... В такие моменты думаешь: как скоротечна жизнь и как многое нужно успеть каждому из нас, не откладывать на «потом», жить здесь и сейчас и наслаждаться жизнью…

Газета «Асіповіцкі край»