Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Пинский эксперт участвует в военно-исторических реконструкциях и съемках художественно-публицистических фильмов 19 июня 2023

Анатолий Кирилко, старший эксперт Пинского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз, увлекается военной историей вот уже около десяти лет. О событиях, происходивших в Брестской крепости летом 1941 года, он знает практически все – изучение архивных данных, чтение литературы, общение с историками, изучающими данный период времени, пополнили багаж его знаний. К тому же, Анатолий участник военно-исторических реконструкций. А там увлечённых военной историей немало – реконструкторы максимально точно стараются воспроизвести события военного времени.

На одном дыхании

Интерес к военной истории у Анатолия возник ещё в годы обучения в Академии МВД. Будучи курсантом, он в качестве волонтёра участвовал в восстановительных работах Свято-Рождество-Богородицкого монастыря, расположенного на территории Южного острова Брестской крепости. Проводя много времени на священной земле, Анатолий узнавал новые факты о событиях периода Великой Отечественной войны. Однако толчком к детальному изучению истории Брестской крепости стала впервые увиденная масштабная военно-историческая реконструкция.

– Сама постановка, само действие произвели на меня неизгладимое впечатление. Меня удивило то, что события происходят в то же время, на том же месте –  на рассвете 22 июня на территории Кобринского укрепления. Реконструкция смотрелась на одном дыхании, – вспоминает Анатолий Кирилко. – Зрители с замиранием сердца наблюдали за происходящим. Меня заинтересовало реконструкторское движение, и, спустя три года, я дебютировал в качестве участника.

Скрупулёзная подготовка предшествовала этому: Анатолий собирал информацию об обороне Брестской крепости, ее участниках, анализировал и сопоставлял исторические факты, по крупицам «собирал» элементы военной формы. К слову, наличие последней – определяющее в принятии в исторический клуб.

– Найти необходимое обмундирование – непростая задача, а еще финансово затратная. На протяжении войны форменная одежда менялась у обеих сторон, поэтому у реконструкторов должно быть несколько комплектов. Участники военно-исторических реконструкций выступают в качестве актеров, поэтому могут «играть» как советского солдата или офицера, так и немецких. Отмечу, что это никак не связано с личными убеждениями. Стать участником реконструкции, иметь возможность общаться с людьми, увлеченными историей обороны Брестской крепости, – для меня большая честь.

Прежде чем надеть тот или иной комплект формы, отмечает Анатолий, необходимо обладать знаниями по каждой детали одежды (наличие необоснованных знаков отличия – недопустимо), минимально знать немецкие и советские строевые команды. Внутри исторического клуба имеется своя иерархия. Для «карьерного» роста нужно на постоянной основе участвовать в военно-патриотической работе, не допускать нарушения техники безопасности, дисциплины – на поле используется пиротехника, аутентичная техника и оружие.

На одном дыхании Анатолий рассказывает о деятельности военно-исторического клуба и участии в реконструкциях. Желание поделиться знаниями, привить любовь окружающих к истории мотивируют его к дальнейшей деятельности. К слову, одиннадцатилетний сын Анатолия уже идет по стопам отца и два года назад дебютировал в качестве участника реконструкции в Брестской крепости.

«Засекреченная война»

Еще одной сферой интересов эксперта-криминалиста является партизанское движение на Брестчине. Участие в ежегодных реконструкциях на территории Ивановского района недалеко от деревни Мохро, где ранее базировался штаб Пинской партизанской бригады, а также на территории Ивацевичского района в лесном урочище Хованщина возле деревни Корочин, является тому подтверждением.

Так совпало, что коллегам Анатолия, сотрудникам Пинского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз, в 2019 году на партизанской стоянке вблизи деревни Мохро удалось установить дословное содержание надписи на дубе, в которой указаны данные солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Это помогло родственникам найти о нем сведения в банке данных «Мемориал» и увековечить память о красноармейце.

Участие в реконструкциях партизанского движения для Анатолия Кирилко представляет особый интерес:

– Примечательно, что партизанские стоянки, как правило, находились в труднодоступных местах, болотистой местности. Немецко-фашистские захватчики, или на реконструкторском сленге «темная сторона», знали об их существовании, в частности речь идет о стоянке в лесном урочище Хованщина, но добраться туда было невозможно. Сейчас это туристические маршруты, которые привлекают своим антуражем.

Периодически за помощью к членам исторических клубов и участникам военных реконструкций обращаются телевизионные съёмочные группы для помощи в воссоздании определенных исторических событий. Так, Анатолий Кирилко принимал участие в съемках цикла художественно-публицистических телефильмов «Засекреченная война», подготовленного Белтелерадиокомпанией.

– В основе цикла лежат уникальные операции спецслужб СССР по предотвращению внешних и внутренних угроз в самый сложный и неоднозначный период советской истории 20-40 годов прошлого века. В одном из эпизодов я допрашиваю Франца Кушеля – белорусского коллаборациониста, военного и политического деятеля. Перед съемками я изучал информацию о нем, чтобы максимально точно быть в образе. В настоящее время участвую в съемках фильма, посвященного партизанскому движению, – делится собеседник.

Увлечение историей – это не только хобби, а возможность узнать прошлое своих предков. Как признается Анатолий, он регулярно пополняет свой багаж знаний новыми историческими фактами. Ближайшая реконструкция состоится на рассвете 22 июня в Бресте, участие в ней примет старший эксперт Анатолий Кирилко.


Татьяна Коток, официальный представитель управления ГКСЭ по Брестской области