Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт

Типичные нарушения

Сведения о типичных нарушениях, допущенных судебно-экспертными организациями
в первом полугодии 2022 г.

В анализируемом периоде за допущенные судебно-экспертными организациями нарушения требований и условий осуществления деятельности по проведению судебных экспертиз Государственным комитетом судебных экспертиз (далее – Государственный комитет) вынесено 2 требования об устранении нарушений (6 мес. 2021 г. – 3), из них 1 индивидуальному предпринимателю, 1 судебно-экспертной организации. 

К наиболее распространенным нарушениям, допускаемым лицензиатами в рассматриваемый период следует отнести:

  • несоблюдение предъявляемого к лицензиату – юридическому лицу лицензионного требования о наличии в штате не менее 2 штатных работников, имеющих свидетельство о присвоении квалификации судебного эксперта, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, при этом по каждому заявленному виду (подвиду) судебной экспертизы допускается наличие одного такого работника;
  • непредставление отчета о проведенных судебных экспертизах по установленной Государственным комитетом форме.

Нарушения, допускаемые экспертами судебно-экспертных организаций при проведении судебных экспертиз.

Всего в период с января по июнь 2022 г. в комиссию по вопросам лицензирования деятельности по проведению судебных экспертиз Государственного комитета (далее – комиссия) поступило 7 материалов (в отношении 9 лиц) о нарушениях законодательства, регулирующего судебно-экспертную деятельность, допущенных экспертами судебно-экспертных организаций при осуществлении деятельности, связанной с проведением судебных экспертиз (6 мес. 2021 г. – 9/11).

По результатам рассмотрения обозначенных выше материалов (7) комиссией вынесены предупреждения 6 судебным экспертам (6 мес. 2021 г. – 4 предупреждения).

К основным наиболее распространенным нарушениям, допускаемым непосредственно судебными экспертами при проведении судебных экспертиз, за которые вынесены предупреждения, следует отнести:

  • применение подходов при проведении судебной экспертизы, не предусмотренных методическими материалами, одобренными и рекомендованными Межведомственным научно-методическим советом в сфере судебно-экспертной деятельности при Государственном комитете;
  • отсутствие в заключении эксперта научно-практического обоснования примененных методов, а также объективного, всестороннего и полного анализа результатов, полученных при исследовании материалов, объектов экспертизы, на основании которых формулируются мотивированные выводы;
  • несоблюдение требования Закона Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 281-З «О судебно-экспертной деятельности», регламентирующего обязанность возвращать органу, назначившему судебную экспертизу, определение о ее назначении без исполнения, если поставленные в нем вопросы не относятся к компетенции судебно-экспертной организации;
  • нарушение требования процессуального законодательства, согласно которому эксперт обязан составить мотивированное сообщение о невозможности дачи заключения эксперта, если в ходе проведения экспертизы он установит, что поставленные вопросы выходят за пределы его специальных знаний.

Кроме того, в рассматриваемом периоде при проведении экспертами центрального аппарата Государственного комитета повторной судебной экспертизы имел место один факт, когда выводы первичной судебной экспертизы, выполненной судебным экспертом судебно-экспертной организации, были изменены (по результатам проведения повторной комиссионной судебной экспертизы экспертами Государственного комитета инициатору ее назначения направлено сообщение о невозможности дачи заключения эксперта. В то же время в заключении эксперта, составленном судебным экспертом судебно-экспертной организации, сделаны выводы по вопросам, не относящимся к первичной судебной экспертизе).