State Forensic Examination Committee
of the Republic of Belarus

Objectivity. Honor. Motherland.

Official site

New issue 1 (10) / 2020

Contents of the issue:

Andrey Shved

LAW ON FORENSIC EXPERT ACTIVITY: SYSTEMATIC APPROACH, UNIFORM REQUIREMENTS

The article describes the main provisions of the Law of the Republic of Belarus «On Forensic Expert Activity», adopted at the end of 2019. The author analyzes the problematic aspects in practical activities, which are addressed by the adoption of this legal act. New concepts and their definitions introduced by the Law (forensic activity, forensic expertise, forensic expert division, etc.) are considered, and some aspects of adjusting the provisions of the procedural codes of the Republic of Belarus relating to forensic activity are disclosed.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669633

Pavlos Kipouras

THE GRAPHOLOGICAL THEORY OF GIROLAMO MORETTI

General data of Girolamo’s Moretti biography are given, the development of his ideas is based on the conception of graphic signs. The basic conception of the graphological theory of Girolamo Moretti is outlined. Description is also given of the basic guidelines in the articulation of his method in regard to his instinctive way of approaching the writer’s personality through handwriting analysis.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669634

Stanislav Bobovkin

THEORY AND PRACTICE OF FORENSIC RESEARCH OF MANUSCRIPTS MADE BY CHINESE HIEROGLYPHIC WRITING

The article deals with topical issues of the theory and practice of forensic research of manuscripts written in Chinese hieroglyphic script. The author highlights the current level of development of this area of forensic handwriting expertise. It is noted that it is a study based on special knowledge in the field of judicial handwriting and linguistics in order to establish facts (actual circumstances) that have evidentiary value in criminal, administrative, arbitration and civil cases. The successful solution of the tasks of this examination is largely due to a comprehensive approach to the implementation of individual stages of the study.

Based on the analysis of practical activities, a brief description of the considered handwriting objects is given, and the features that ensure their specificity are described. The analysis of the properties and identification features of hieroglyphic handwriting, which allows us to consider it a separate and very complex object of forensic knowledge, is carried out. In order to increase the objectivity of their research and increase the degree of validity of the expert’s conclusions, some features of the private method of studying manuscripts made in Chinese characters are revealed.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669635

Maksim Podpoluho

PROSPECTIVE WAYS OF THEORY AND PRACTICE ENHANCEMENT OF FORENSIC HANDWRITING EXAMINATION OF COPIES OF DOCUMENTS

The article discusses the problems questions of forensic handwriting examination of copies of documents which are connected with specific object and tasks of examination, expert competence, possibility of establishing facts and signs of montage and counterfeiting technologies, assessment of copies’ quality and information value, detection and interpretation of identification and diagnostic features of handwriting, particular qualities of expert’s opinion and resolution. The advanced ways of enhancement of theoretical and practical principals of forensic handwriting examination by images in copies of documents were set out based on the domestic scientific developments and expert practice. The experimental researches are played a fundamental role in detection of correlations between features which are presented in copied and original handwritten texts and signatures.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669636

Irena Lapina

FORENSIC EDUCATION PROGRAMS AS A MEANS OF OBTAINING SPECIALIZED KNOWLEDGE AND PREVENTING EXPERT ERRORS

The article deals with the content of educational programs for retraining in expert specialties in relation to certain characteristics of the professional activity of a forensic expert. The author conducts a systematic analysis of the processes of formulating expert conclusions and preventing potential expert errors through training. The article analyzes the possibilities of evaluating promising areas of forensic expertise through the prism of the educational process.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669638

Maria Ablameyko

FORENSIC COMPUTER SCIENCE AS A NEW DISCIPLINE FOR THE TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE INVESTIGATION OF HIGH-TECH CRIMES

The rapid development of information and communication technologies makes the problem of the prevention of Internet crime relevant and relevant. In this regard, it is necessary to train highly qualified specialists to investigate cybercrimes that possess both legal and technical knowledge. This requires improved digital literacy for lawyers. To this end, this article proposes to introduce a special training course for specialists for an in-depth study of the basics of forensics, information law and the basics of computer technology. The place of this course in the educational process is shown.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669639

Andrey Tolochko

METHODOLOGICAL ASPECTS OF CRIMINAL LAW SCIENCES DEVELOPMENT ON THE BASIS OF AN INTERDISCIPLINARY APPROACH

The application of an interdisciplinary approach in the course of scientific research is a prerequisite for obtaining new knowledge and solving problematic issues in a particular field of science. At the same time, researchers often encounter certain methodological problems associated with the fact that the process of applying the interdisciplinary approach in practice is not fully understood. As a result of the generalization and analysis of previously known literature data on the interdisciplinary theme universalize system of methodological principles of purposeful development of any criminal sciences on the base of using the potential of other criminal sciences has been developed.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669640

Valery Chuchko, Vyacheslav Semyonov, Andrey Tetyuev, Tatiana Domoratskaya

SOME ISSUES OF THE BIOMECHANICS WHEN A PERSON FALLS OUT FROM THE BODY OF A MOVING CAR

We have analyzed the fatal cases of the victims falling out of the body of a moving car in the conditions of the sharp turn or emergency braking. Biomechanical aspects of this type of transportation injury were studied. An equality was established that defines the conditions necessary for maintaining the balance of the human in the car body during a sharp turn of the car. Also we propose an equation for determining the amount of energy released during the collision of the human with the road surface after the falling out of a car on a curved or straight section of the road.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669642

Igor Nikolaichik, Andrey Chetin, Elena Nikitina

FORENSIC MEDICAL EXAMINATIONS OF THE SEVERITY OF BODILY HARM WITH OVARIAN INJURY

The article analyses the results of forensic examinations aimed at the estimation of the severity of bodily harm with ovarian injury. Literature data on the causes and morphology of hemorrhages in the ovarian tissue (ovarian apoplexy) are presented. Practical recommendations for conducting forensic examinations in the cases of ovariorrhexis and hemorrhages of the ovary are proposed.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669644

Nikolay Trifonov, Anatoliy Nikitin

THE METHOD OF CALCULATING THE DEPRECIATION OF MOTORCYCLES FOR THE FORENSIC EXAMINATION

The article presents the results of the study of depreciation of different types of motorcycles in the market of the Republic of Belarus using the amortization fund method known from practice of vehicle valuation. The results of the study have a high statistical reliability. The possibility of using the amortization fund method to calculate the depreciation of motorcycles over time during the forensic examination has been demonstrated.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669645

Mihail Lomakin

USING HIGH SPEED VIDEO CAMERA IN MEDICAL-CRIMINALISTIC AND BALLISTIC EXAMINATIONS

In given work is considered method of the study experimental отстрелов by means of removals by speediest video camera Phantom V2640 is considered. The purpose of the study was visual and topographical discovery of additional factors of shot, their location and sediment areas depending on the distance. In process of the study the difference was also revealed in mechanism of the formation trace shot, in comparison with classical variant which is described in special and scientific literature.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669646

Anna Khokh

DEVELOPMENT OF FORENSIC-BOTANICAL EXPERTISE WITH DENDROCHRONOLOGICAL ANALYSIS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Illegal forest management is one of the most difficult for investigation encroachments on the natural environment. In this regard, the most important stage of proof procedure is to schedule a complex of forensic expertises, the leading place among which, as practice shows, is taken by forensic-botanical expertise with dendrochronological analysis (hereinafter referred to as FBE DA). The execution of FBE DA allows the reliable determination of the age of the tree, the time of failure/cutting (year and season), the category of living condition, the place of growth, the belonging of individual elements of wood to a single tree, the sequence of damages inflicted to the tree, etc. In the work the review of the basic results in the field of forensic dendrochronology, gathered by the state institution «Scientific and Practical Centre of the State Forensic Examination Committee of the Republic of Belarus». The authors examine the contemporary condition and development prospects of FBE DA viewed as one of the effective instruments of counteracting crimes in the forest sector.

The full text of the article is available in the free scientific digital library https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669649

Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт

Новый выпуск

В апреле 2020 г. вышел в свет десятый номер научно-практического журнала «Судебная экспертиза Беларуси» (№ 1 (10) / 2020). Научные публикации, размещенные в издании, охватывают широкий круг тем, представляющих интерес для специалистов в сфере судебной экспертизы, криминалистики и смежных с ними отраслей науки. В журнале также освещены основные события и мероприятия Государственного комитета судебных экспертиз, подчиненных ему организаций, иных ведомств, имеющих отношение к судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь и за рубежом.

Перечень статей с аннотациями, а также ссылками на полнотекстовые версии на портале ELIBRARY.RU, размещен ниже.


Содержание номера:

Актуально

Швед А. И.
Закон о судебно-экспертной деятельности: системный подход, единые требования

В статье изложены основные положения Закона Республики Беларусь «О судебно-экспертной деятельности», принятого в конце 2019 г. Автором анализируются проблемные вопросы в практической деятельности, на решение которых направлено принятие данного правового акта. Рассмотрены новые понятия и их определения, введенные Законом (судебно-экспертная деятельность, судебная экспертиза, судебно-экспертное подразделение и др.), раскрыты отдельные аспекты корректировки положений процессуальных кодексов Республики Беларусь, касающихся судебно-экспертной деятельности.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669633

Кипурас П. Г.
Графологическая теория Джироламо Моретти

В статье кратко освещена биография Джироламо Моретти, в том числе в части развития его исследований в области графологии. Проведен анализ базовой концепции его графологической теории. Дано описание основных принципов его метода в части его инстинктивного подхода к личности пишущего в рамках анализа почерка.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669634

Научные публикации

Бобовкин С. М.
Теория и практика криминалистического исследования рукописей, выполненных китайским иероглифическим письмом

В статье рассматриваются актуальные вопросы теории и практики криминалистического исследования рукописей, выполненных китайским иероглифическим письмом. Автором освещается современный уровень развития данного направления судебно-почерковедческой экспертизы. Отмечается, что она представляет собой исследование на основе специальных знаний в области судебного почерковедения и лингвистики в целях установления фактов (фактических обстоятельств), имеющих доказательственное значение по уголовным, административным, арбитражным и гражданским делам. Успешное решение задач указанной экспертизы в значительной степени обусловлено комплексным подходом при реализации отдельных этапов исследования. На основе анализа практической деятельности приводится краткая характеристика рассматриваемых почерковых объектов, описываются особенности, обеспечивающие их специфичность. Проводится анализ свойств и идентификационных признаков иероглифического почерка, позволяющих считать его отдельным и весьма сложным объектом криминалистического познания. В целях повышения объективности их исследования и увеличения степени обоснованности выводов эксперта раскрываются некоторые особенности частной методики исследования рукописей, выполненных китайскими иероглифами.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669635

Подполухо M. M.
Перспективные направления совершенствования теории и практики проведения почерковедческих экспертиз по копиям документов

В статье рассматриваются проблемные вопросы проведения почерковедческих экспертиз по копиям документов, связанные со специфическим объектом и задачами экспертизы, компетенцией эксперта, возможностью установления фактов и признаков монтажа и технической подделки, оценкой качества и информативности копии, выявлением и оценкой идентификационных и диагностических признаков почерка, особенностями формулирования выводов и оформления заключения эксперта. Определены с учетом отечественных научных разработок и экспертной практики пути совершенствования теоретических и практических основ почерковедческой экспертизы в отношении рукописей по их изображениям. Основная роль в этом принадлежит экспериментальным исследованиям по установлению закономерностей отображения признаков, имеющихся в копиях и оригинальных рукописных текстах и подписях.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669636

Лапина И. А.
Образовательные программы в сфере судебной экспертизы в качестве средств получения специальных знаний и предупреждения экспертных ошибок

В статье рассматриваются вопросы содержания образовательных программ переподготовки по экспертным специальностям во взаимосвязи с определенными характеристиками профессиональной деятельности судебного эксперта. Автором проводится системный анализ процессов формулирования выводов эксперта и предупреждения потенциальных экспертных ошибок, осваиваемых экспертом путем обучения. В статье анализируются возможности оценки перспективных направлений судебной экспертизы сквозь призму образовательного процесса.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669638

Абламейко M. С.
Криминалистическое компьютероведение как новая дисциплина для подготовки специалистов для расследования преступлений в сфере высоких технологий

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий делает актуальной и значимой проблему предупреждения интернет-преступности. В этой связи для расследования киберпреступлений необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих как правовыми, так и техническими знаниями. С целью повышения цифровой грамотности юристов в данной статье предлагается ввести специальный курс подготовки специалистов для углубленного изучения основ криминалистики, информационного права и компьютерной техники. Показано место данного курса в учебном процессе.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669639

Толочко А. Н.
Методологические аспекты развития уголовно-правовых наук на основе междисциплинарного подхода

Применение междисциплинарного подхода в ходе проведения научных исследований является предпосылкой получения новых знаний и решения проблемных вопросов в той или иной сфере науки. Вместе с тем у исследователей достаточно часто возникают определенные проблемы методологического характера, связанные с тем, что процесс применения междисциплинарного подхода на практике является не в полной мере понятным. В результате обобщения и анализа ранее известных литературных данных по междисциплинарной тематике разработан ряд универсализированных методологических подходов к развитию одних уголовно-правовых наук на основе использования потенциала других уголовно-правовых наук. Предложенный подход может выступить руководством для исследователя при реализации им междисциплинарного подхода.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669640

Чучко В. А., Семёнов В. В., Тетюев А. М., Доморацкая Т. Л.
Некоторые вопросы биомеханики при выпадении человека из кузова движущегося автомобиля

Проанализированы смертельные случаи выпадения пострадавших из кузова движущегося автомобиля, произошедшие в результате резкого поворота или экстренного торможения. Изучены биомеханические аспекты данного вида транспортной травмы. Установлены равенство, определяющее условия, необходимые для сохранения равновесия тела в кузове при резком повороте автомобиля, а также уравнение для определения величины энергии, выделяемой при соударении с дорожным покрытием тела человека, выпавшего из кузова на закругленном или прямолинейном участке пути.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669642

Николайчик И. Р., Четин А. В., Никитина Е. В.
Проведение судебно-медицинских экспертиз по определению степени тяжести телесных повреждений при травме яичника

В статье проанализированы результаты судебно-медицинских экспертиз по установлению степени тяжести телесных повреждений при травме яичника. Приведены литературные данные о причинах и морфологии кровоизлияний в ткань яичников (апоплексии яичников). Предложены практические рекомендации по проведению судебно-медицинских экспертиз при разрывах и кровоизлияниях яичника.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669644

Трифонов Н. Ю., Никитин А. И.
Метод расчета обесценивания мотоциклов для нужд судебной экспертизы

В статье представлены результаты исследования обесценивания различных типов мотоциклов на рынке Республики Беларусь при помощи метода фонда амортизации, используемого в оценочной практике для нахождения стоимости транспортных средств. Результаты исследования имеют высокую статистическую достоверность. Показана возможность применения метода фонда амортизации для расчета обесценивания мотоциклов со временем при проведении автотовароведческой экспертизы.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669645

Экспертная практика

Ломакин М. Ю.
Применение высокоскоростной видеокамеры в медико-криминалистических и баллистических экспертизах

В данной работе рассмотрен метод исследования экспериментальных отстрелов с помощью съемки высокоскоростной видеокамерой Phantom V2640. Целью исследования было визуальное и топографическое выявление дополнительных факторов выстрела, их взаиморасположение и площадь отложения в зависимости от дистанции. В процессе исследования также было выявлено различие в механизме образования следов выстрела в сравнении с классическим вариантом, принятым в специальной и научной литературе.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669646

Хох А. Н.
Становление судебно-ботанической экспертизы с использованием дендрохронологического анализа в Республике Беларусь

Незаконное лесопользование относится к числу наиболее сложных для расследования посягательств на природную среду. В связи с этим важнейшим этапом доказывания является назначение комплекса судебных экспертиз, ведущее место среди которых занимает судебно-ботаническая экспертиза с использованием дендрохронологического анализа. Проведение данного вида экспертизы позволяет достоверно устанавливать возраст дерева, время гибели/рубки (год и сезон), категорию жизненного состояния, место произрастания, принадлежность отдельных элементов древесины одному дереву, последовательность нанесенных дереву повреждений и др. В работе приведен обзор основных результатов в области судебной дендрохронологии, полученных в государственном учреждении «Научно-практический центр Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь». Рассматривается современное состояние, а также тенденции развития судебно-ботанической экспертизы с использованием дендрохронологического анализа как одного из эффективных способов борьбы с правонарушениями в лесной сфере.

Полный текст статьи размещен на сайте научной электронной библиотеки https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42669649