Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Авто с переписанной «биографией» 21 марта 2018

Республика Беларусь является довольно крупным автомобильным рынком и “перевалочным пунктом” для авто иностранного производства. Не удивительно, ведь наша страна расположена на пересечении важных транспортных магистралей и в непосредственной близости со странами Европейского союза. Спрос на автомобили постоянно растет, и этим не прочь воспользоваться злоумышленники. В погоне за наживой они используют различные криминальные схемы легализации краденых транспортных средств. Одна из них – видоизменение идентификационных маркировок. Самое печальное, что о переписанной “биографии” автомобиля его владелец нередко узнает лишь на площадке ГАИ при постановке машины на учет или пересечении границы. Такие “подозрительные экземпляры” попадают на исследование в Государственный комитет судебных экспертиз для ответа на вопрос: тянется ли за машиной криминальный след?

– Идентификационный номер транспортного средства (VIN) – это уникальный код, состоящий из 17 символов. В нем зашифрована информация о производителе и характеристиках ТС, годе выпуска, – рассказывает заместитель начальника управления криминалистических экспертиз и учетов УГКСЭ по Гродненской области майор юстиции Бондарь Максим Сергеевич. – К примеру, из первых трех символов можно установить мирового производителя авто и регион, в котором он расположен. VIN можно сравнить с личным номером паспорта гражданина. Как правило, он находится на несущей части кузова или рамы транспортного средства и зачастую дублируется в различных местах, о которых знает только производитель. При проведении исследования маркировок транспортных средств эксперту предстоит найти ответы на следующие вопросы: изменялся ли идентификационный номер предоставленного на исследование ТС? Если да, то каким способом? Каково содержание первоначального идентификационного номера?

Если экспертиза установит, что VIN подвергся изменению, правоохранительные органы возбудят уголовное дело за его подделку или уничтожение, чтобы установить лицо, сделавшее это. На время следствия транспортное средство у владельца изымается. Впоследствии на него могут быть наложены различные ограничения и даже конфискация. При разрешении материалов и расследовании уголовных дел инициаторами проведения исследований являются Министерство внутренних дел, Следственный, Таможенный комитеты. К тому же этот вид экспертиз востребован другими государственными органами и организациями, владеющими собственным транспортом.

Под изменением идентификационных маркировок автомобиля в криминальном плане понимается замена маркировок, нанесенных изготовителем с целью выдачи одного автомобиля за другой. Идентификационные маркировки транспортного средства могут подвергаться изменению многократно, и в сложившейся терминологии принято считать, что маркировка, нанесенная изготовителем, является первичной, а все последующие, независимо от количества и причин появления, – вторичными.

Чаще всего встречаются следующие способы изменения VIN: установка (клеевое соединение, посредством сварки) металлического  фрагмента (пластины) со знаками вторичной маркировки на участок панели с первичным идентификационным номером; срезание (“спиливание”) слоя металла с последующей слесарной обработкой и шпаклевкой (на полученной поверхности панели с помощью клейм или резцов наносятся необходимые знаки вторичной идентификационной маркировки); демонтаж маркируемой панели и установка вместо них панели с “автомобиля-донора”.

Однако не всегда идентификационные номера, вызвавшие подозрения, видоизменены намеренно. Они могут быть просто повреждены коррозией или деформированы в дорожно-транспортном происшествии, это может быть заводской брак. «Лучше заранее обратиться в Государственный комитет судебных экспертиз с заявлением проверить машину, чтобы в ГАИ у инспектора не возникло сомнений в “репутации” автомобиля. Если с номером всё в порядке, хозяин с нашим заключением сможет без проблем снять или поставить авто на учет, пройти техосмотр».

– Максим Сергеевич, так как же уберечься от покупки автомобиля с “подмоченной репутацией”?

– Никто не застрахован от приобретения автомобиля с измененной маркировкой. Согласитесь, при покупке нового либо подержанного автомобиля меньше всего обращаешь внимание на VIN, больше интересуясь техническим состоянием, комплектацией, годом выпуска. Вместе с тем, настоятельно рекомендую при приобретении автомобиля обращать внимание на следующие моменты:

– тщательно осмотрите обозначение VIN на предмет состояния лакокрасочного покрытия (наличие вздутий, отслоений, эффекта “апельсиновой корки”), наличие (отсутствие) деформаций номерной площадки и маркируемой панели. Не ограничивайтесь беглым сличением номеров на кузове и двигателе с данными технического паспорта. Если номер забит грязью, покрыт отработанным маслом или смазкой, нужно тщательно протереть его мягкой ветошью. Знаки должны быть выполнены визуально на одинаковую глубину с выдержанными интервалами как по вертикали, так и горизонтали без смещений, при этом наличие каких-либо посторонних штрихов не допускается;

– при наличии достаточного доступа, осмотрите оборотную сторону маркируемой панели: знаки должны полностью соответствовать знакам на лицевой стороне не только по содержанию, но и начертанию, и расположению;

– тон краски, в который окрашена маркируемая панель, не должен отличаться от тона, которым окрашены остальные участки кузова или рамы;

– на маркируемой панели не  должно быть шпаклевки, следов грубой механической обработки, герметика, который отличается от того, что расположен в иных местах соединения деталей, не должно быть непропорциональных утолщений, выборок металла, радужных бликов на металле, характерных для проведения сварочных работ.

В целом, если вы всё равно сомневаетесь относительно подлиннос-ти VIN осматриваемого автомобиля, рекомендуем обратиться в органы Государственного комитета судебных экспертиз по Гродненской области для проведения квалифицированного исследования. Оно проводится на базе управления и наиболее крупных территориальных подразделений: Гродненского, Лидского, Волковысского, Слонимского и Ошмянского межрайонных отделов.


Ольга Махнач