Со времен знаменитого телесериала «Следствие ведут знатоки» мы твердо усвоили, что судебно-медицинский эксперт полноправный и полноценный участник процесса раскрытия преступлений, научно направляющий следствие в правильное русло. О работе отдела медицинских судебных экспертиз Мозырского межрайонного отдела управления Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по Гомельской области с нами беседует его руководитель Иван Николаевич Качайло.
Рабочая философия
— Иван Николаевич, с каким настроением и ожиданиями вы ежедневно приходите на работу? «Хоть бы сегодня было все тихо…» или «Какие загадки придется разгадывать…»?
— Конечно, интерес присутствует, потому что это все-таки работа, которая дает нам средства к существованию и позволяет каждому человеку самореализоваться каким-то путем в жизни. А после работы с чувством выполненного долга мне и коллегам приятно покидать рабочие места, потому что задачи дня выполнили, кому-то помогли. Люди смогли узнать, что случилось с их близкими родственниками, правоохранительные органы получили точную информацию для своей работы.
Поэтому не скажу, что идем на работу, как на праздник, но с интересом.
— Приятна открытость вашей структуры к сотрудничеству с прессой, это уже не первая наша встреча. Насколько за этот период продвинулась наука, появились ли новые научные методы исследований?
— Уже три года наша служба существует в новом качестве - Комитет судебных экспертиз. Создаются реестры методик, утверждаемые центральным аппаратом, в этих реестрах эти методики рассматриваются, утверждаются и ежемесячно что-то новое приходит. В людях, конечно, ничего не поменялось, они остались прежними, но методики подхода к людям с течением времени меняются.
Придем на помощь
— Если говорить о работе с населением, то обычная практика, когда к вам приходят люди по направлению Следственного комитета. Может ли к вам обратиться гражданин по собственной инициативе и желанию, и какую помощь вы ему предоставите?
— Помочь, конечно, сможем. Наша основная работа с людьми - определение тяжести телесных повреждений, их давности, механизма. Поэтому посетитель, имеющий какую-либо проблему, как правило, это семейные взаимоотношения на грани и за гранью между супругами, может прийти к нам, заключить договор и на платной основе зафиксировать телесные повреждения (народное «снять побои» - неверный термин). Эксперт осмотрит, оценит и в заключении подробно все опишет: когда возникло повреждение, от чего, каков его механизм и степень тяжести телесных повреждений.
Эти мероприятия проводятся на возмездной основе после заключения договора и оплаты в банке.
— Не секрет, что существует предубеждение у отдельных граждан, что «они там за деньги что хошь напишут…» Что на это можно возразить?
— Всем гражданам, кто обращается к нам за содействием, я объясняю, что есть несколько путей поиска истины. Если человек считает, что наше заключение неверно, а от ошибок не застрахован никто, то есть возможность обратиться в прокуратуру, и прокурор или помощник своей властью может назначить дополнительную проверку - комиссионную экспертизу в г.Гомеле.
Ну, а если не устраивают выводы областных экспертов, то может быть назначена экспертиза в Минске. Словом, для граждан, решивших добиваться правды по своим делам, есть все необходимые возможности сделать это при помощи судебных экспертиз на самых разных уровнях.
Наша работа абсолютно прозрачная, а контроль многоступенчатый: я, как начальник отдела, контролирую работу всех остальных экспертов (заключение эксперта не уйдет к правоохранительным органам без моей подписи - что я с ним согласен), моя работа контролируется вышестоящим начальством. Сегодня составляются электронные архивы всех заключений экспертов: сначала они собираются со всей области в Гомеле, затем отправляются и хранятся в Минске. В любой момент вышестоящий эксперт может ознакомиться с необходимой документацией по экспертизе, чтобы проанализировать объективность и точность данных.
Поэтому смысла ради сиюминутной выгоды идти на сделку с совестью, сознательно ошибаясь в любую из сторон, не существует. Это не только личная и профессиональная репутация, существует еще и честь организации. Выступая со своим заключением в суде, мы представляем всю судебную экспертизу. Вызывать недоверие к себе бессмысленно, потому что от тех ответов, которые мы предъявляем, очень многое зависит и для людей, и для правоохранителей.
Стоит напомнить, что новая экспертиза не отменяет результаты предыдущей: в суде существует состязательность мнений, выслушиваются аргументы всех экспертов, проводивших исследования, и суд решает, какое заключение можно принять во внимание.
— Каждому участнику конфликта с рукоприкладством в ходе визита к судмедэксперту хочется, чтобы у него повреждения были потяжелей, а его оппонента полегче. Каким образом вы справляетесь с неизбежным психологическим и эмоциональным давлением?
— Это естественное желание человека считать себя потерпевшей или, не дай Бог, несправедливо обвиненной стороной. Но мы работаем во взаимодействии с медициной, министерством здравоохранения, и приемом граждан в нашем подразделении дело не заканчивается. Мы рекомендуем человеку, если у него есть какие-то жалобы на состояние здоровья обращаться, в зависимости от повреждений, к профильным медицинским специалистам, в конце концов - проходить лечение в течение сколь угодно длительного времени.
В последствие следователь либо участковый милиционер собирает все медицинские документы и предъявляют нам. Пока еще не придумали способов подделать себе, скажем, перелом, чтобы он был виден при рентгенографии. Все жалобы должны быть подтверждены объективными симптомами и результатами объективных исследований, которые можно предъявить в суде. Наша задача - отсеять все симптомы, которые могут не относиться к повреждению, чтобы судьи, которые не имеют медицинского образования, убедились в правоте той или иной стороны по итогам нашего заключения.
Жить, чтобы…
— По вашим ежедневным наблюдениям, что можно сказать о причинах смертности наших людей?
— С появлением новой службы - Государственного комитета судебных экспертиз - у нас усилились некоторые направления работы, например, аналитическое. Главный вывод: проблема алкоголя остается по-прежнему актуальной. За период с 15 декабря 2015 года и ноябрь текущего года в зоне нашего обслуживания, а это, кроме Мозырского, Ельский, Лельчицкий, Наровлянский, периодически Калинковичский районы, показатели по законченным экспертизам следующие.
Автотравма - 9 погибших, 7 - в состоянии алкогольного опьянения; смерть от колюще-режущих предметов - 7 погибших, 4 - в состоянии алкогольного опьянения; действие высоких (сюда входят крайние температуры) температур - 13 погибших, 10 из них пьяные. Особенно отличаются низкие температуры - 11 погибших, из них 9 пьяных. Больной вопрос - утопления: 15 утопленников, из них 12 пьяных. Из 55 отравлений - 30 отравились питьевым алкоголем, что называется в народе перепой. Итого: смерть насильственная - 174, из них 106 - в состоянии алкогольного опьянения.
Также больной вопрос - смерть ненасильственная от заболеваний: 220 смертей, 53 в состоянии алкогольного опьянения. Т.е. люди знают, что с их здоровьем спиртное им противопоказано, но продолжают употреблять.
А впереди Новый год… Известный тезис, что ножом и вилкой копает мы себе могилу, но некоторые делают это с особым усердием. Нередкая ситуация: люди разучились пользоваться столовыми приборами, кусок мяса поглощается при помощи только вилки, без разрезания на части. Немного или много выпили, пытаются прожевать, не получается, глотают целиком - и наступает асфиксия... Самая необязательная смерть, просто из-за того, что поленились разрезать мясо на несколько частей. И нелепых смертей, неожиданных, скоропостижных, к сожалению, очень много.
— Вы ежедневно и без пафоса смотрите смерти в лицо. Какие выводы сделали для себя?
— Беседуя с коллективом, а у нас все единомышленники, приходим к выводу, что главное в жизни - семья, здоровье, а все остальное - преходящее и уходящее. Надо беречь и уважать друга, спокойно решая все вопросы. Деньги, конечно, иметь приятно, но с возрастом понимаешь, что для себя они нужны уже меньше, зато надо вкладывать в своих детей, чтобы обеспечить им хороший старт в будущую жизнь.
Как работнику судебной медицинской экспертизы, хочется, чтобы все были живы, здоровы, умирали ближе к ста годам в своей постели в присутствии родственников и просто от старости, а не от заболеваний.
— Скоро новое поколение выпускников отправится «учиться на врача». Что надо знать и уметь, чтобы стать судмедэкспертом?
— Окончить благополучно медицинский институт, пройти тестирование и собеседование, отучиться год в институте переподготовки, который существует при нашей службе, и прийти в нашу организацию.
Могу гарантировать, что всем, кто придет, будет уделено максимальное внимание: научим, покажем, расскажем, словом, заставим полюбить эту профессию. Есть все возможности, чтобы стать профессионалом высокого уровня.
Морально деловые требования прежние: во-первых, «не болтать» - вся информация, которая пришла к нам, не должна выходить за стены, и любой человек, обратившийся к нам, должен быть уверен, что даже неофициальный контакт останется тайной для окружающих. Во-вторых, крепкая устойчивая психика, в-третьих, здоровый образ жизни.
Люди прекрасны своим разнообразием, поэтому приветствуется также интеллект и доброта. Злые и глупые люди нигде не нужны, а у нас они особенно не к месту.
Люди к нам приходят не с хорошими новостями и не ради душеспасительных бесед, им надо получить конкретный результат и в конкретный срок. Конечно, мы не взираем равнодушно на их проблемы: объясняем, успокаиваем, советуем. Возможно, многое из наших слов люди пропускают мимо, потому что находятся в состоянии душевного смятения. Сложно сказать…
Но многие говорят спасибо, узнают на улице, здороваются с улыбками. Значит, чем-то помогли.Оригинал материала: http://www.mazyr.by/2013/10/sudmedekspert-vrach-yurist-psixolog/