Гомельщина знаменита своими балагурами. Однако в последнее время приобретает славу региона криминальных шутников. Если в 2014 году зарегистрировано 10 сообщений о ложном минировании, в минувшем — 12, то в этом — уже 14.
Одни дома
В число «минеров» попадает несмышленая ребятня. Так, прошлой осенью трое юных жителей агрогородка Красное Гомельского района не знали, чем себя занять. Задумали припугнуть пожилую соседку по телефону. В ее доме не раз играл старший из этих подростков, однако на доброту бабушки ответил черной неблагодарностью. Детки сказали пожилой женщине, что дом заминирован. Звонили настойчиво и говорили так убедительно, что хозяйка вызвала милицию. Вскоре школьники отвечали на вопросы следователя. Ребят поставили на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, и теперь за ними присматривают правоохранители. Из-за малолетства детей за баловство оштрафовали их родителей. А ведь на эти деньги семьи балбесов могли купить полезные вещи.
Майским вечером по спецлинии спасателей неизвестный потребовал миллион «баксов» и вертолет. В противном случае грозился взорвать минский аэропорт. Пока группа саперов искала бомбу в столице, на Гомельщине нашли того, кто предъявил ультиматум. Им оказался учащийся мозырской школы. Подросток мину не закладывал, хотел просто покрасоваться перед сверстниками.
В итоге «рисовка» закончилась печально: школьника приговорили к году лишения свободы, хоть и условно. Его обязали посещать РОВД, не менять место жительства. Без предварительного уведомления милиции запретили выезжать в другую местность.
Зеленый змий у телефона
Пьяницы смогли отличиться и в ложном минировании. К примеру, ранним апрельским утром женщина сообщила правоохранителям о намерении взорвать жилую многоэтажку по улице Владимирова областного центра. Пояснила, что у нее боевая граната. Для пущей убедительности назвала год выпуска боеприпаса — 1942-й. Указала даже место в подвале, где якобы хранила гранату. Хотя себя не называла, адрес установили. Вскоре милиционеры вошли в ее квартиру. Опасных предметов не нашли, а даму застали в сильном подпитии. После заключения судебно-медицинской экспертизы и необходимых юридических формальностей заявительницу направили на принудительное лечение в психиатрическую больницу.
В июле в Петриковский РОВД мужчина сообщил, что в поезде Гомель — Гродно едет «опасный» пассажир, который намерен взорвать мост. И хотя в Петрикове нет железной дороги и с мостами не густо, милиция тут же отреагировала. Пока одни сотрудники прямо по ходу движения осматривали вагоны состава, другие — нашли и задержали нетрезвого жителя района. Он был настолько пьян, что ничего толкового о своем звонке сказать не смог. Гражданина приговорили к месяцу ареста и принудительному лечению от алкоголизма.
В том же июле по спецлинии Октябрьского РОЧС мужчина сообщил адрес проживающих в райцентре иностранцев, которые якобы готовят взрыв. И хотя звонивший не договорил и бросил трубку, работники местной милиции установили его личность и вскоре задержали. Кстати, сам он также гражданин другого государства. Понятно, что никакой бомбы в указанном доме не оказалось. Зато правоохранители увидели пустую тару из-под спиртного и нетрезвых граждан. Руководила заявителем не голова, а водка, которую «шутник» употребил в излишке.
По поводу информации о взрыве пьяный заявитель дал странное объяснение. Дескать, таким образом надеялся получить антиалкогольный эффект. Одним видом внезапно прибывших милиционеров хотел избавить брата от злоупотребления спиртным. «Лечение» не принесло результата. Заведомо ложное сообщение об опасности обойдется гражданину в 1,26 тысячи рублей. Кроме того, ему аннулировали вид на жительство в Беларуси.
Стражи закона подчеркнули, что после того, как подданные иных государств отбывают наказание, их депортируют за пределы страны. В том числе и молодого человека, «проверявшего», насколько оперативно работает система реагирования на угрозу взрыва и «заминировавшего» гомельский железнодорожный вокзал. Гражданина приговорили к одному году лишения свободы в колонии строгого режима.
В День Независимости, когда у Ледового дворца областного центра собрались люди, в милицию по телефону поступило сообщение об угрозе взрыва на месте праздничных гуляний. Стражи закона мгновенно вычислили автора грозного послания и тут же задержали. Все произошло так быстро, что даже эвакуировать людей не понадобилось. Задержанный пояснил звонок о минировании обидой на милицию. Дескать, на массовые гуляния его с подругой не пропустили на машине. Между тем, саперы, согласно протоколу, провели необходимую проверку дворца. А там немало помещений. Злоумышленника суд Центрального района Гомеля оштрафовал на 100 базовых величин с конфискацией имущества.
Электронные следы
Год назад два флагмана промышленности нашего региона и несколько предприятий топливно-энергетической отрасли страны получили одинаковые сообщения по электронной почте. В них предупреждали о планируемых на производстве диверсиях. Заводы занимают большие территории, имеют множество корпусов и немало оборудования. Для проверки пришлось задействовать огромное количество специалистов. Хорошо, что удалось быстро получить достоверную информацию. Исходя из нее, решили не останавливать производственный цикл.
Письма были подписаны женским именем, с указанием даже обычного почтового адреса одного из белорусских городов. Однако ни названная злоумышленником женщина, ни населенный пункт не имели никакого отношения к автору посланий. Россиянин думал, что белорусы не найдут его в Подмосковье, куда и привели электронные следы. Там по просьбе гомельских правоохранителей поработали их московские коллеги, установив виновного в рассылке ложной информации. По месту жительства его привлекли к ответственности.
В свою очередь по просьбе российских стражей закона наша милиция устанавливала причастность гомельчанки к отправке писем об угрозе взрыва на Нововоронежской АЭС. Оказалось, что у подозреваемой психическое заболевание. Чтобы впредь не допустить таких угрожающих посланий, пациентку лишили возможности отправлять подобную корреспонденцию.
«Скелет» голоса
Нередко «шутники», сообщая о закладке бомбы, меняют голос. Однако специалистов не провести. При помощи оборудования изучается около тысячи параметров только одного гласного звука, рассказал главный эксперт отдела управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области Павел Дятлов. По записи голоса человека устанавливают его пол, возраст, социальную группу, эмоциональное состояние и даже вес. Как бы человек ни старался исказить звуки речи, остается «скелет», который не меняется.
Более того, при поиске преступников используется криминологический фоноучет. Система автоматически проводит идентификацию личности по голосу и речи. В эффективности методики неоднократно убеждались при выполнении сложных фоноскопических экспертиз.
По статистике половина авторов ложных сообщений об опасности была под мухой. У четверти «минеров» выявлены психические отклонения в поведении. Оставшаяся часть — бестолковые шутники, хулиганы и неприкаянные дети.
Сотрудникам оперативно-дежурных служб, которые первыми принимают сообщения об угрозах, не до шуток. Они не оценивают чувство юмора, а получив сигнал, тут же направляют на место происшествия подразделения. Милиционеры проводят оцепление, спасатели эвакуируют людей, саперы обследуют каждый уголок «заявленного» здания: от подвала до крыши. При этом дежурят врачи. На реагирование задействуют специалистов высокой квалификации. А ведь они могли бы заниматься другими полезными для общества делами.
На проверку каждой информации о минировании государство вынуждено тратить большие деньги. Стражи закона принимают его на веру и действуют на упреждение взрыва и минимизацию последствий. Нельзя исключать, что сообщение об угрозе может быть настоящим. Ведь трагические инциденты происходят по всему миру, а мы — в центре Европы.
Наши граждане знают, что и в благополучных странах от рук террористов гибнут люди, поэтому проявляют сознательность. В общественных местах обращают внимание на бесхозные предметы. О них только в этом году бдительные жители региона сообщали более 20 раз. На эту информацию службы реагировали по отработанной схеме. К счастью, зачастую это были забытые вещи. Но каждый выезд для сотрудников оперативных служб — боевой.
По данным пресс-службы УВД облисполкома, почти все преступления этой направленности уже раскрыты, за исключением тех, по которым еще проводятся следственно-оперативные действия.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель