Три года назад в Государственном комитете судебных экспертиз говорили об ощутимом дефиците кадров - не хватало примерно четверти сотрудников. Сейчас этот некомплект удалось снизить практически в пять раз, а специальность "судебные криминалистические экспертизы", где готовят будущие кадры для системы ГКСЭ, вырвалась в топ-10 специальностей с самыми высокими проходными баллами.
Начальник управления кадров и идеологической работы центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Григорий Мишнев поясняет: сейчас в системе органов ГКСЭ работает более 4 тыс. человек, логично, что сразу после создания новой структуры кадрового голода избежать не удалось. После подписания в 2013 году Президентом указа об образовании Государственного комитета судебных экспертиз основные усилия были сосредоточены на организационных и практических мерах, в том числе по кадровому обеспечению. Некомплект должностей на 1 июля 2013 года составлял 27%. Наиболее остро эта проблема стояла в экспертных подразделениях, где недоставало 28% сотрудников, неукомплектованными оставались 43% должностей государственных медицинских судебных экспертов.
"Поэтому нами была организована, я бы даже применил здесь не совсем уместное выражение, но отражающее суть происходившего, "массированная отработка" всех возможных направлений по подбору кандидатов. Это работа со студентами, с военнослужащими и работниками военизированных организаций и формирований, сотрудниками государственных учреждений, организаций здравоохранения", - поясняет Григорий Мишнев.
Сегодня удалось не просто исправить ситуацию, а кардинально ее изменить. "У нас нет необходимости в срочном порядке просто закрыть вакансию - мы можем себе позволить выбирать из наиболее подготовленных и профессиональных людей. Если говорить о цифрах сейчас, то общий некомплект должностей в ГКСЭ - 5%, при этом некомплект экспертных должностей - 5,7%, государственных медицинских судебных экспертов - 8 %. Это хорошие показатели с учетом естественного движения кадров в любой структуре", - отмечает Григорий Мишнев. Решение кадрового вопроса напрямую отразилось и на сокращении сроков проведения экспертиз (сегодня 99% выполняется в срок до 30 суток), и на их качестве.
При отборе кандидатов на должности судебных экспертов в ГКСЭ изучаются не только их профессиональные, но и личностные, и морально-деловые качества. "Мы выстроили систему таким образом, что еще на стадии отбора кандидатов принимаются меры, позволяющие не допустить к работе у нас случайных людей. Так, в отношении выпускников высший учебных заведений отборочные мероприятия проводятся еще на этапе их обучения, - обращает внимание начальник управления кадров и идеологической работы. - Это позволяет принимать инициативных молодых специалистов с хорошей образовательной базой, стремящихся освоить профессию судебного эксперта".
Несмотря на объективную сложность профессии, необходимость кропотливого труда, молодые специалисты сегодня охотно идут на должности судебных экспертов. В ГКСЭ стремятся, чтобы судебные эксперты были интеллектуалами. Принцип справедливости в этой профессии - тоже не на последнем месте. "Может, это и высокопарно, но ведь практически за каждым выводом эксперта чья-то судьба, а может и жизнь. Поэтому и требования ко всем - и кандидатам, и специалистам с опытом - это четкое следование духу закона и научным познаниям", - подчеркивает представитель ведомства.
По оценке Григория Мишнева, престиж прохождения службы в комитете постоянно повышается. И здесь очень важным является профессиональное совершенствование специалистов в сфере судебно-экспертной деятельности, освоение ими новых методик и технологий.
Сегодня для нужд ГКСЭ специалистов готовят на следственно-экспертном факультете Академии Министерства внутренних дел по специальности "судебные криминалистические экспертизы". Ежегодно на нее выделяется 30 мест, из них 7 предусмотрено для лиц женского пола. "В этом году для участия в конкурсе на поступление был отобран 101 кандидат. Количество абитуриентов и качественный подход к их отбору позволили специальности "судебные криминалистические экспертизы" попасть в рейтинг специальностей с самым высоким проходным баллом в 2016 году и занять четвертое место", - отмечает Григорий Мишнев.
Особенность начала трудового пути судебного эксперта заключается в том, что сразу после вуза, с каким бы дипломом его не закончил человек, судебным экспертом стать невозможно (за исключением профильного факультета Академии МВД). Кандидаты, которые приходят работать в ГКСЭ, обязательно проходят подготовку и переобучение на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров комитета. Срок обучения - от 6 до 11 месяцев в зависимости от направления. "До получения диплома нашего института все эти работники являются стажерами и не имеют права приступить к проведению экспертиз. И уже только после его окончания, получив допуск к проведению соответствующих экспертиз, молодой специалист начинает самостоятельный путь. Но, опять же, под пристальным вниманием и контролем своих старших и наиболее опытных коллег", - рассказывает Григорий Мишнев.
В целом процесс образования судебных экспертов является непрерывным. Они обязательно проходят повышение квалификации не реже одного раза в пять лет с момента присвоения соответствующей квалификации.
В ГКСЭ констатируют: со временем будет появляться все больше новых видов экспертиз. Поэтому сотрудникам понадобятся новые знания, порой в узкоспециализированных областях. "Будем исходить из потребностей времени: XXI век - время гаджетов, соответственно, все более востребованны компьютерно-технические экспертизы и экспертизы радиоэлектронных устройств. Весьма актуальны строительные и товароведческие экспертизы, поэтому мы создали соответствующие подразделения в областных управлениях, обучили специалистов и приступили к производству данных видов экспертиз на местах", - поясняет начальник управления кадров и идеологической работы. В центральном аппарате началось производство сексологических экспертиз - если раньше они были единичными, то сейчас инициируется достаточно большое их количество.
В планах создание экспертного подразделения, которое будет проводить судебные искусствоведческие экспертизы, в соответствии с которыми будет даваться экспертная оценка материалам порнографического содержания.
Не так давно Госкомитет судэкспертиз начал проведение психолого-физиологических экспертиз с использованием полиграфа - перед этим группа специалистов проходила серьезную подготовку в России. Такие экспертизы сейчас делают только по уголовным делам, связанным с совершением насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних. "Первые результаты экспертиз уже впечатляют. И хотя в обществе существует неоднозначное отношение к подобным исследованиям, однако в комплексе со всеми доказательствами, которые есть по уголовному делу, экспертиза с использованием полиграфа - это важный источник доказательств", - констатирует представитель ГКСЭ.
Сегодня все более востребованными становятся геммологические экспертизы - диагностика и оценка драгоценных и других камней. "Пока у нас таких специалистов не готовят. Поэтому мы договорились опять же с нашими коллегами из России и отправляем к ним группу сотрудников для соответствующего обучения", - поясняет Григорий Мишнев. Впрочем, около 98% специалистов проходят обучение внутри страны на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров ГКСЭ. Григорий Мишнев отмечает, что уже ряд экспертных учреждений иностранных государств, в том числе Казахстана и Молдовы, проявляют интерес к обучению своих специалистов на базе института ГКСЭ.
Подготовка к проведению новых видов экспертиз требует не просто закупки оборудования. Это и вопрос поиска специалистов, их обучения, разработки или адаптации необходимых методик, создания рабочего места, организационно-штатных изменений и т.д. "Это весьма затратный и длительный процесс. Но мы обязаны двигаться вперед, чтобы развиваться и отвечать потребностям наших заказчиков, говорить на одном языке с нашими иностранными коллегами", - считает Григорий Мишнев. К слову, недавно делегация Госкомитета судэкспертиз посетила Центр экспертиз вещественных доказательств Министерства общественной безопасности Китая. Специалисты оценили приборную базу китайских коллег - как оказалось, она сильно не отличается от применяемой в белорусском ведомстве.
Наталья ЗЛОТНИК,