Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Валерий Новик: «Работа в экспертной службе была для меня подарком судьбы» 28 февраля 2019

В первый день весны столетие отмечают представители экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, ныне – эксперты Государственного комитета судебных экспертиз. У сегодняшних криминалистов два профессиональных праздника, один из которых является хорошим поводом для встречи с ветеранами экспертной службы: вспомнить рабочие будни, пообщаться с коллегами и поговорить просто о жизни…

В преддверии столетия со дня образования экспертных подразделений, бывший начальник экспертно-криминалистического центра УВД Брестского облисполкома Валерий Новик  рассказал о типичных преступлениях «в стиле 90-х» на Брестчине, об участии в осмотрах мест происшествий, которые никогда не уйдут из памяти, и практике в Академии ФБР.

Первые шаги, первые успехи

«Мыслей об экспертной службе у меня никогда не было, – признается Валерий Новик. – Скорее дело случая связало меня с моей будущей профессией, о чем я никогда не сожалел. Находясь на сессии в университете, я узнал от товарищей, что командир роты, в которой я служил в качестве милиционера моторизованного взвода, проводит очередную оптимизацию. Нам, обучающимся в учреждениях образованиях, порекомендовали найти новое место работы, соответствующее офицерскому званию.  Долго в поисках работы находиться мне не пришлось: совершенно случайно в разговоре со своим другом из Брестского РОВД узнал, что у них вводят «единицу» эксперта. На тот момент я даже не представлял, в чем будет заключаться моя будущая работа».

В 1992 году 30-летний Валерий в звании младшего лейтенанта стал экспертом-криминалистом. Благодаря грамотным наставникам, регулярной практике и усердию, в скором времени «новобранец» уже самостоятельно участвовал в качестве специалиста в осмотрах мест происшествий.

Свое первое боевое дежурство Валерий Александрович вспоминает с улыбкой. Брестский район, деревня Прилуки. В садовом товариществе у бывшего врача пропали сапоги, в которых он работал на огороде. Как заявил мужчина – обувь американская, дорогая, стоимостью более 80 долларов. Молодому эксперту предстояло обнаружить и изъять следы преступника. К делу Валерий подошел ответственно, сконцентрировался на работе. Но процессу все время мешал назойливый потерпевший: с пристрастием расспрашивал у эксперта о его стаже работы, опыте, задавал много вопросов, касаемых квалификации. Однако это не помешало специалисту справиться с первым заданием.

Эмоции надо убрать

Осмотр места происшествия, обнаружение улик, их исследование – такими стали рабочие будни криминалиста Новика. Как он признается, эта работа затянула его моментально: желание дойти до истины, изобличить злоумышленника и установить справедливость стали главными мотивом его деятельности.

Имея дело с выездами на тяжкие преступления в составе следственно-оперативной группы, молодой офицер только спустя время смог научиться абстрагироваться от происходящего. «Первое время эмоции от увиденного не покидали меня. Я «пропитывался» каждым случаем. Но это было делом времени», – делится Валерий Александрович. На несколько секунд собеседник задумался. «Вспоминается выезд. Несчастный случай. Мальчишка лет пяти увидел цыпленка, который застрял между сараем и стоящими рядом листами жести, и решил помочь ему выбраться из ловушки. Но судьба распорядилась иначе – в одно мгновение оцинкованные листы весом более десяти килограмм каждый упали на ребенка и придавили его. В тот момент я для себя решил, что эмоции и переживания необходимо убрать, иначе с работой не справлюсь». Несмотря на то, что это происшествие случилось более 20 лет назад, Валерий Александрович помнит все до мелочей…

Убийства, дерзкие разбои, многочисленные кражи, поджоги. Такие преступления преобладали в 90-е на Брестчине. Как отмечает Валерий Александрович, иногда приходилось работать сутками, не появляясь дома. «Выехали мы как-то на кражу. В квартире побывал вор – все вверх дном.  Хозяева с трудом могли сказать, что у них пропало. Тем не менее факт оставался фактом: преступник что-то унес с собой. В результате работы удалось обнаружить его многочисленные следы. Изъяв с объектов улики, я отправился на рабочее место для их исследования. Уже под утро у меня был результат: установлено конкретное лицо, которое совершило кражу. Преступник не ушел от наказания. Таких примеров в экспертной практике много», – воодушевленно делится Валерий Новик.

Тогда, в середине 90-х, правоохранителям приходилось иметь дело с целыми бандами, которые орудовали на границе: Владавская и Ковельская ветки находились под наблюдением преступников. Бандиты никогда не задавали вопросов: они останавливали машины, ехавшие к границе или возвращавшиеся уже с товаром, и стреляли в пассажиров, а дальше забирали все имущество – деньги, золото, покупки. Если автомобиль проезжал мимо, то стреляли по нему. «На каждый случай разбойного нападения привлекали эксперта для обнаружения и изъятия следов, автомобили исследовались тщательно и детально – любая улика ценна для следствия. Можно сказать, по крупицам собирали вещественные доказательства. И это дало результат. Спустя время удалось установить налетчиков – трое молодых людей. К этому времени дерзкие бандиты успели наполнить свой гараж краденым. Их задержание было успехом для правоохранителей», – вспоминает Валерий Александрович.

«Ограбление» венгерского банка

С середины 90-х судебная экспертиза на Брестчине развивалась. У криминалистов уже были свои лаборатории, как в областном центре, так и в районах сформировался экспертный состав. Но преступность не стояла на месте. В 1996 году молодого эксперта Новика на два месяца отправили на стажировку в Академию ФБР в Венгрию. С какой целью, Валерий узнал только по приезде. Оказалось, американские правоохранители были обеспокоены криминальной обстановкой в своей стране: преступность стала носить транснациональный характер. На открытии Академии, рассказывает Валерий Александрович, присутствовали первые лица: Генеральный прокурор США, директор ФБР, секретные службы, министр внутренних дел и президент Венгрии.

«За нашей группой закрепили инструкторов – один из Нью-Йорка, второй из Бостона. Они проводили с нами практические занятия, делились опытом. Конечно, в каком-то смысле мы ревностно относились к имеющемуся у них на вооружении материально-техническому оснащению, с некоторыми приборами мы работали впервые. Открытием для меня было узнать о возможности изъятия следов с тела человека», – признался Валерий Новик.

Каждый день в Академии был расписан: семинары, лекции, встречи по обмену опытом. Однажды практические занятия проходили в Венгерском национальном банке. Кураторы группы, специализирующиеся на раскрытии преступлений в банковской сфере, смоделировали ситуацию: произошло ограбление. Валерию как эксперту необходимо было продемонстрировать свои умения в осмотре места происшествия, изъятии вещественных доказательств. По его словам, американские специалисты были удивлены профессиональным действиям группы. «Они даже подумать не могли, что белорусские криминалисты могут так грамотно справиться с задачей: спокойно, с толком и что главное – результативно. У кураторов не возникло ни одного вопроса по нашей работе», – поделился успехами Валерий Александрович. 

Подарок судьбы

За следующие десять лет Валерий Новик сменил пять руководящих должностей: прошел путь от рядового эксперта до начальника экспертно-криминалистического центра УВД Брестского облисполкома. В 2011 году Валерий Александрович в звании полковника милиции ушел на пенсию. В настоящее время он продолжает свою трудовую деятельность в Брестском облисполкоме. Признается, что работа в экспертной службе была для него большим подарком судьбы. Валерий до сих пор с любопытством и удовольствием наблюдает за деятельностью преемника экспертно-криминалистического центра – Государственного комитета судебных экспертиз и удивляется современным возможностям ведомства, которых не хватало во времена его службы.


Татьяна Коток, официальный представитель управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области