Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Влияет ли острота передней части автомобиля на серьезность повреждений, полученных пешеходом в результате ДТП? 14 марта 2017

Сей вопрос родился из водительского спора. Друг, назовём его Павлом, убедительно доказывал, что его старенькая «Ауди 100» гораздо безопаснее для пешехода, чем большинство нынешних автомобилей. В качестве аргумента Паша привел такой: машины 80-90-х годов имели клинообразную форму капота. И в случае ДТП эти машины «укладывали» его на капот. В такой, мол, ситуации полученные травмы гораздо меньше...

Проверять его теорию на практике мы, конечно же, не стали. Однако этот спор показался достойным какого-либо подтверждения или опровержения, исходя из практики ДТП. Не зря же автопроизводители вкладывают немалые деньги в пассивную безопасность своих машин в случае подобных ситуаций.

Классифицируем передок

Удивительно, но общепринятого деления транспортных средств по форме их передней части просто не существует. Условно все автомобили можно разделить на четыре варианта: с клинообразной (примеры - Audi 100, Ford Sierra и др.), трапециевидной (старые Peugeot 306, Renault Twingo и др.), понтонной (VW Passat B5 конца 1990-х, Mitsubishi Galant конца «нулевых») и вагонной (внедорожники, грузовики, микроавтобусы) формами. Трапециевидный передок, в свою очередь, имеет три вида капотов, переходящих в решетку радиатора или бампер: неглубокий, крутой и эллипсовидный.

Физика процесса

В авариях с участием пешеходов очень много переменных. Основные - это скорость и вес автомобиля, от которых напрямую зависит та энергия, которая будет влиять на пешехода. На скорости, к примеру, 100 км/ч неважно, какой именно автомобиль сбивает человека - летальный исход обеспечен и под легковушкой, и перед грузовиком. На городских скоростях 40-60 км/ч удар легковым автомобилем все-таки оставляет шанс выжить, однако от формы передней части машины здесь мало что зависит - пешехода однозначно перебросит на ветровое стекло или вовсе через автомобиль. Но мы рассмотрим самый оптимистичный сценарий, когда водитель приложил все усилия, чтобы затормозить, и снизил скорость до минимума. Здесь зависимость сценария от формы машины уже прослеживается.

Несложные расчеты подсказывают, что в случае наезда легковым автомобилем пострадавший имеет всего два варианта. Первый - когда удар приходится центр тяжести человека (обычно в районе таза). В таком случае пешехода просто отбрасывает вперед по ходу движения автомобиля с последующим ударом о землю. И второй - удар приходится ниже центра массы. Тогда пешеход также получает двойной удар, но второй теперь - о капот или ветровое стекло машины. В случае удара автомобилем вагонной компоновки человека немного протащит вперед и либо отбросит по ходу движения, либо бросит под колёса с последующим переездом. Такова физика.

Три сценария есть. Безопасного нет

За разъяснением главного вопроса журналист «Вечерки» обратился в областное управление Государственного комитета судебных экспертиз, в чьих архивах пылятся десятки тысяч томов о всевозможных последствиях в результате ДТП.

«Мы никогда не занимались таким узким исследованием зависимости получаемых травм от формы автомобиля, - подчеркивает начальник управления судебно-медицинских экспертиз УГКСЭ по Брестской области Сергей Манько. - В ДТП с участием пешеходов ключевыми цифрами действительно остаются скорость и вес автомобиля. На большой скорости тело просто отбрасывает через машину или в сторону с колоссальным объемом повреждений, почти всегда - летальных. Однако если говорить о минимальных скоростях (к примеру, после торможения, при движении во дворе и т.д.), то здесь действительно есть два варианта падения пешехода после контакта с легковым автомобилем.

В первом человека забрасывает на машину. Уже в момент первичного удара он получает травмы нижних конечностей, а если в машине нет выраженного бампера, а удар приходится еще и на капот, то происходят переломы бедренных костей. Однако последующий заброс на капот приводит ко второму удару головой - как правило, о ветровое стекло или стойки автомобиля. И это приводит к тяжелейшим черепно-мозговым травмам. При ударе же грудной клеткой о капот ломаются ребра, внутренние органы получают сильнейшие ушибы. А затем происходит падение еще и на землю - это влечет третий «комплект» травм.

Во втором случае пешехода сразу отбрасывает по ходу движения автомобиля. Здесь самые распространенные травмы - переломы ног, таза и рук в результате удара о землю. Получение черепно-мозговой травмы зависит от того, насколько «удачно» вы упадете. Понятно, что в случае ДТП на то, чтобы сгруппироваться, у человека просто нет времени. Однако шанс избежать летального исхода при таком сценарии все-таки немного выше.

При ударе автомобиля вагонной компоновки заброса на капот не происходит. Но площадь первичного удара охватывает все тело, и пешеход сразу же получает травмы головы, грудной клетки и внутренних органов, а также конечностей. Повреждения здесь также могут быть фатальными даже на небольшой скорости. Но, повторюсь, в этой сфере требуется обширное исследование, чтобы можно было однозначно установить зависимость получения травм от формы автомобиля. Этим в мире, насколько мне известно, пока никто не занимался».

Вывод из спора

Безопасных аварий не бывает, особенно для пешеходов. Однако минимизировать последствия все же можно, в том числе, если у вас подходящая форма «носа» автомобиля. Он, по мнению экспертов, должен быть достаточно высоким, чтобы не «срезать» пешехода и не нанести ему дополнительного вреда, но в то же время с выраженным бампером, чтобы минимизировать точку первичного контакта. И лучше всего для этого подходят эллипсовидные капоты, придающие передку форму трапеции. Но этот совет сработает лишь тогда, когда водитель допустит аварию на очень небольшой скорости.

Источник информации: http://www.vb.by/society/auto/peredok_avtomobilia.html