Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
История мечты и профессионального пути: судебный эксперт из Каменца о том, как перестать бояться смерти и почему она не смотрит криминальные сериалы 19 апреля 2024

Встретив на улице Анастасию Шейко, навряд ли можно подумать, что эта миловидная девушка часто видит тела умерших, помогает установить злоумышленников и способна замечать детали, невидимые глазам обычных людей. Невысокого роста, словно с детской улыбкой, и очень теплым взглядом, она скорее похожа на студентку старших курсов, но, как говорится, внешность обманчива. Она – эксперт Брестского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз. Старший лейтенант юстиции не только проводит судебные экспертизы, но и выезжает на осмотры мест происшествий в Каменце и Каменецком районе.

На вопрос, почему именно судебная экспертиза, Анастасия, не задумываясь ни на секунду, рассказывает о своей мечте с седьмого класса:

«Подростком зачитывалась детективами, с большим интересом смотрела криминальные сериалы. Это сейчас они для меня потеряли ту самую изюминку, ведь я понимаю, что в реальности все иначе. Более того, порой на осмотрах мест происшествий приходится объяснять потерпевшим, что я не из вредности хочу испачкать их квартиры дактилоскопическим порошком и у меня нет специального прибора, проведя которым можно сразу узнать, кто преступник, – с улыбкой рассказывает Анастасия. – Обычно в фильмах совсем немного отведено роли экспертов, но именно эти эпизоды повлияли на меня больше всего».

К моменту поступления в ВУЗ девушка решила покорить юрфак БГУ, что с легкостью и сделала. И пока одногруппники представляли, как они будут блистать в суде в качестве адвокатов, моя собеседница жадно ловила каждое слово преподавателя криминалистики. «Это были любимые пары. Мне нравилось, что информацию нам преподносил практикующий судебный эксперт, она делилась интересными фактами о своей деятельности и всегда охотно отвечала на любые вопросы», – вспоминает Анастасия.

На преддипломной практике девушка оказалась в одном из районных подразделений Следственного комитета и уже готовилась прийти туда на работу, но куратор практики, зная о ее мечте, рассказал, что в Пружанском межрайонном отделе Государственного комитета судебных экспертиз есть свободное место, хоть и декретное. Так, в 2017 году начался путь в профессию эксперта-криминалиста. «Вот тут-то я и поняла, что фильмы – это одно, а реальные будни экспертов совсем иные. И… еще больше влюбилась в профессию. Поймала классное ощущение от того, что сбылась мечта. Лишь одна мысль омрачала: еще пару месяцев и выйдет основной сотрудник, а мне хочется остаться работать в комитете», – вспоминает судебный эксперт.

Судьба вновь решила доказать Анастасии, что упорство и желание помогают воплощать мечты в реальность. Целеустремленную девушку заметили в областном управлении и предложили постоянное место с последующей аттестацией, но для этого ей нужно было переехать в Ганцевичи: на тот момент свободное место было только там. Анастасия смело приняла предложение, конечно, было волнительно уезжать от родителей и расставаться с коллективом, но мечта звала за собой.

В секторе помимо нее служил еще один молодой эксперт, который только четыре месяца назад закончил Академию МВД. Анастасии пришлось не только привыкать к новому месту, но и помогать парню осваиваться, делясь уже своим опытом: «Я знаю, как важна поддержка коллег, поэтому сразу сказала, что мне можно звонить даже ночью, если сомневаешься в каком-то действии на осмотре. Я понимала, что несу и за него ответственность, но мне хотелось оправдать возложенное на меня доверие». И она его сполна оправдала: девушка успешно сдала госэкзамены в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз, а затем подтвердила допуски на проведение трех судебных экспертиз в центральном аппарате экспертного ведомства. «Я очень переживала: в Институте знали, что мне криминалистику преподавала практикующий судебный эксперт, и я не хотела ударить лицом в грязь, чтобы ей было за меня стыдно. Плюс я всегда предъявляю к себе высокие требования, понимая, что за конечный результат несу ответственность сама», – делится Анастасия.

На сегодня Анастасия выполняет три вида экспертиз: дактилоскопическую, трасологическую и экспертизу холодного и метательного оружия. Особый интерес для нее представляет трасологическая экспертиза. По словам героини материала, ее привлекает разнообразие объектов исследования и то, что каждый раз это своеобразная задача для мозга, которую нужно оперативно и профессионально решить: «Помню, как впервые мне на исследование пришел замок. Волновалась, ведь понимала, что если неверно распилю, то уничтожу следы и не смогу провести экспертизу, а, следовательно, правоохранительные органы не получат нужную информацию».

Пока длится наш диалог, девушка-криминалист улыбается, все меняется, как только я прошу рассказать о запоминающихся случаях из работы. «Каждый выезд, где есть умерший человек – это всегда тяжело. Спустя несколько таких выездов я поняла, что нужно менять свое отношение к происходящему, иначе я не смогу качественно выполнять свою работу. Возможно, для кого-то это прозвучит грубо, но я представляю, что это манекен. Ведь от того, что я буду сочувствовать родным погибшего или не дай Бог плакать, им легче не станет. Моя задача – изъять максимум следов, которые потом «скажут» была ли смерть насильственной. К чему я так и не смогла привыкнуть за годы работы, так это смерть детей. И сегодня помню 17 февраля 2019 года, когда в Ружанах лесовоз попал в ДТП, где погибла 6-месячная девочка. Тело ребенка мне еще долго снилось. Наверное, быть равнодушной в таких ситуациях я не смогу никогда», – почти шепотом заключает Анастасия.

К слову, самое первое дежурство в жизни Анастасии началось с выезда по факту смерти мужчины. Сосед скончавшегося заметил свет в окне и увидел его лежащим на полу, вызвал скорую, которая и констатировала смерть. Вернувшись с осмотра, девушка сразу же отправилась на следующий – по факту кражи с территории школы. Так и состоялось ее боевое крещение. В последующие несколько месяцев ни одно дежурство молодого эксперта не обходилось о сообщении о смерти человека. Коллеги из правоохранительных органов успели окрестить ее «черным экспертом» и тяжело вздыхали, узнавая, о совместном дежурстве. Хотя в самом начале ее и вовсе принимали за студентку-практикантку и удивлялись, зачем ребенка будят по ночам.

Переживали и родители. Первое время, пока Анастасия жила с ними, по звонку дежурного, раздавшегося среди ночи, вставали вместе с ней, настойчиво предлагая кофе и бутерброды, а затем караулили у окна, когда их дочь вернется домой. Вскоре отец и мать привыкли к специфике работы Анастасии и сейчас лишь гордятся успехами дочери. Сама же девушка признается, что служба сделала ее сильнее: исчезли многие страхи и появилось больше уверенности в себе.

Многие ее друзья до сих пор удивляются, как эта тихая девчушка не боится выездов в «злачные» места, где зачастую люди не отдают отчет своим действиям. Однажды в Анастасию «герой» вызова следственно-оперативной группы начал кидать камнями, а как-то при осмотре дома она провалилась в подвал, так как в полу были прогнившие доски. К счастью, такое происходит не часто, а вот помогать искать пожилым людям спрятанные ими же сами деньги приходилось неоднократно, хотя пенсионеры заявляли, что их обокрали.

И если близкие и родные до сих пор воспринимают Анастасию как очень нежную и тихую девушку, то ее непосредственный руководитель временно исполняющий обязанности по должности начальника Брестского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз подполковник юстиции Сергей Зайцев называет ее «местной Жанной Д’Арк». Услышав такое сравнение, судебный эксперт улыбается и говорит, что всегда отстаивает свое мнение и благодарна начальнику за то, что позволяет своим подчиненным вести профессиональный диалог, чтобы прийти к верному выводу. Завершая беседу, Анастасия подчеркивает, что гордится своей работой в комитете: «Конечно, бывает сложно, но моя профессия позволяет реализовать себя, видеть конкретные результаты работы. Быть судебным экспертом – значит замечать то, что не видят другие, добиваться поставленной цели и всегда находить истину».


Источник информации: «Навiны Камянеччыны»