К судебным экспертам обратился владелец фуры. Выяснилось, что он приобрел аккумуляторную батарею в одной из торговых организаций. При недолговременном использовании аккумулятор взорвался. Мужчина был уверен в его плохом качестве и обратился к продавцу. Однако тот посчитал, что аккумуляторная батарея вышла из строя по вине покупателя, и отказался заменить товар или вернуть деньги.
Для установления причины выхода из строя стартерной батареи владелец автомобиля обратился в управление ГКСЭ по Витебской области. О том, как проходило исследование рассказал старший эксперт сектора автотехнических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области старший лейтенант юстиции Денис Лебедев.
- На исследование предоставлена стартерная батарея, используемая преимущественно на грузовой технике.При визуальном осмотре установлено, что корпус батареи имел явные признаки разрушений в виде многочисленных растрескиваний, в районе которых наблюдались следы электролита.Следов короткого замыкания на полюсных выводах не выявлено.
На минусовом контакте имелся белый налет, характерный для процесса окисления. Индикатор состояния стартерной батареи имел белый цвет, что свидетельствовало о недостаточном уровне электролита.Напряжение разомкнутой цепи на полюсных выводах АКБ при измерении составило 2,3 В при эталонном напряжении для полностью заряженной батареи от 12,7 В.
На заливных пробках присутствовали следы механического воздействия.При осмотре стартерной батареи через отверстия заливных пробок, установлено, что электролит в ее корпусе отсутствовал.После демонтажа верхней части корпуса выяснилось, что перегородка внутри корпуса, разделяющая третий и четвертый блоки, имела повреждение в виде растрескивания с отделением материала перегородки, а перегородка между вторым и пятым блоками ‒ повреждение в виде сквозной трещины.На мостике конвертера-сепаратора второго блока имелось наслоение вещества, образование которого характерно для процесса окисления.После извлечения электродных блоков, на дне стартерной батареи обнаружены не прозрачные коричневого цвета с присутствием примесей и посторонних включений остатки электролита.
Мостики стартерной батареи отлиты правильно, ушки пластин впаяны и отцентрированы, на мостиках не имелось недопустимых обломов. Конверты-сепараторы не имели механических повреждений и оплавлений.Проанализировав характер неисправностей, учитывая отсутствие заводских дефектов и следов короткого замыкания, судебный эксперт пришел к выводу, что разрушение стартерной батареи произошло в результате взрыва (повышение давления газов внутри корпуса) из-за неисправности системы зарядки автомобиля или зарядного устройства для аккумуляторных батарей.Чтобы предотвратить проблемы с аккумулятором судебные эксперты рекомендуют, периодически осматривать состояние клемм – не допускать их окисления, регулярно проверять степень зарядки и в случае необходимости подзаряжать, держать под контролем состояние генератора и по возможности избегать парковки автомобиля на солнце.
Наталья Романова, официальный представитель управления ГКСЭ по Витебской области