Государственный комитет судебных экспертиз
Республики Беларусь

Объективность. Честь. Отечество.

Официальный сайт
Ветеран Великой Отечественной войны Степан Умеренков участвовал в освобождении Смоленска в 1943-м, Витебска - в 1944-м и Кёнигсберга - в победном 1945-м 4 июля 2024

Ветеран Великой Отечественной войны Степан Умеренков участвовал в освобождении Смоленска в 1943-м, Витебска - в 1944-м и Кёнигсберга - в победном 1945-м

Он мог бы сказать словами из песни Марка Бернеса: «Через реки, горы и долины, сквозь пургу, огонь и черный дым, мы вели машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым». Свой «Студебеккер», на фронте эти грузовые машины были основным средством перевозки реактивных установок «Катюша», он водил манёвренно. Под шквалом артиллерийского обстрела доставлял боеприпасы и боевые установки на передовую, умело вывозил из-под смертельного огня боевые расчеты.

О войне вспоминать не любил

За каждую маленькую деревню, за клочок земли шла такая отчаянная битва, что вся земля была устлана телами погибших, но Степан Умеренков не рассказывал об этом родным, он не любил вспоминать о войне. О ней свидетельствовали его награды — орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга».

Девять правнуков, пятеро внуков и четверо детей в Витебске, Орле, Москве, Нижнем Новгороде — в далеких друг от друга городах Беларуси и России бережно хранят память о ветеране Великой Отечественной войны Степане Умеренкове. Память объединяет их, раз в году собирает на его малой родине в поселке Нарышкино недалеко от города Орла — крупнейшего в зоне Курской битвы. По приказу Сталина в честь его освобождения 5 августа 1943 года был дан первый за время Великой Отечественной войны артиллерийский салют. В то время Степан Умеренков сражался под Смоленском, но об освобождении малой родины, где остались жена и сынишка, знал. Месяц спустя он получил свою первую медаль — «За отвагу».

Здесь когда-то стояло Алфёрово…

— Дедушка отличился в кровопролитных боях за освобождение деревни Алфёрово Смоленской области 1 сентября 1943 года, — рассказывает государственный медицинский судебный эксперт управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области Ирина Нестерова. — В районе деревень Алфёрово и Починок немцы оборонялись на заранее подготовленном рубеже и удержали высоту, ее называли «каланча». Местность перед передним краем обороны была открытая, просматривалась на много километров и обеспечивала противнику хороший обстрел всеми огневыми средствами на большую глубину.

«Когда батарея ворвалась в занятое немцами Алфёрово, противник открыл сильный минометный огонь по автомашине шофера 1-го дивизиона 159-й стрелковой дивизии Степана Умеренкова. Он, умело маневрируя, вывел из-под обстрела машину с оружием и всем расчетом, не допустив при этом ни одной жертвы» — из наградного листа фронтовика.

В Алфёрово из-за каждого дома фашисты вели непрерывный огонь противотанковыми орудиями, на каждом шагу были мертвые и раненые. Вот, что пишет об этом в фронтовых дневниках военкор 146-й стрелковой дивизии Александр Лесин: «Проходим Алфёрово. Деревня не только сожжена, она вспахана снарядами! Черные обломки вокруг. Перемешанная с землей зола и пепел. Разбитые танки — немецкие и наши. Воронки одна в другой. После апреля под Фоминым не видел подобного. На дороге носилки. На них, под шинелью, раненый. Санитары не смогли донести до места — они убиты… Раненый дрожит, мы успокаиваем, за нами идут повозки санчасти. А что делать с ним сейчас? Перевязали ногу ниже колена. Прошли еще немного: воронка, и в ней вперемешку с убитыми — живые. Их шесть, у всех перебиты ноги. Едва стонут. Кое-как перевязываем солдат и идем дальше. Разбитый танк. Около него обгорелый танкист. А под танком с другой стороны — еще один. Видать, хотел укрыться, но не успел — мина ударила рядом. Гитлеровцы начинают пристреливать дорогу. Сворачиваем в сторону. Входим в кустарник: в неглубокой ячейке четверо бронебойщиков припали к своим длинным ружьям. Окликаю, молчат. Подошел ближе, оказывается, мертвые…»

— Нам хотелось больше узнать о боях, в которых участвовал дедушка, где проявил мужество и храбрость, о местах, где пролегали его фронтовые дороги. Мы искали в интернете, как выглядит Алфёрово, сейчас — лес, поле, этой деревни больше нет на карте, она так и не смогла возродиться, — показывает распечатанный фотоснимок Ирина Нестерова.

Его «Красная Звезда»

 Степан Умеренков в составе 597-го артиллерийского полка 159-й стрелковой Витебской Краснознаменной ордена Суворова 2-й степени дивизии третьего формирования воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах. Сражаясь под Витебском, он не знал, что здесь будет тянуться к солнцу молодая поросль его родового древа — будут жить его внучка Ирина Нестерова и правнучка, которая, к слову, в минувшем году поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет журналистики и в будущем напишет о своем прадедушке — для истории и для будущих поколений своей семьи, чтобы продолжала жить память.

…В январе 1945 года в период наступательных боев на территории Восточной Пруссии за умелые действия и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками под Уждеггеном и Цвирбалленом (сейчас Калининградская область) Степан Умеренков был награжден орденом Красной Звезды.

— Перейдя в наступление в январе 1945-го, войска 5-й армии преодолели линии траншей, сплошные минные поля и, встречая ожесточенное сопротивление из глубины обороны противника, вели бои на рубеже немецкого хутора Уждегген, сейчас его тоже нет на карте, — рассказывает Ирина Нестерова.

«В районе Уждеггена противник обстреливал дорогу, по которой двигался дивизион. Степан Умеренков, находясь за рулем головной машины, провел колонну без потерь», — из наградного листа.

Решительный перелом в боевых действиях произошел, когда 5-я армия в результате стремительного наступления прорвала Мальвишкенский оборонительный рубеж противника в районе Цвирбаллена

«18 января 1945 года в районе Цвирбаллена под огнем противника Степан Умеренков, бесперебойно подвозя боеприпасы к огневым позициям батарей, обеспечивал своевременное поражение огневых точек противника, чем способствовал продвижению подразделений и отражению контратак противника с большими для него потерями», — из наградного листа.

Возвращение домой

На войну с Японией Степан Умеренков, к счастью, не успел.

— В 1945 году 597-й артиллерийский полк 159-й стрелковой дивизии третьего формирования был направлен на Дальневосточный фронт. Как говорил дедушка, «пока мы туда ехали, война с Японией закончилась». Длилась она меньше месяца — с 9 августа по 2 сентября 1945 года, — рассказывает Ирина Нестерова.

Демобилизовавшись в 1946 году, Степан Умеренков вернулся к жене и сыну. Они были счастливы, ведь редкой семье после войны удавалось воссоединиться в полном составе, у кого-то погиб муж на фронте, у кого-то фашисты убили жену и детей.

В семье Степана Умеренкова в мирное время родился еще сын и две дочери, и детей стало четверо. Они и потомкам своим завещают помнить — что происходят из рода победителей!


Источник информации: «Витьбичи»