Научно доказано, в мире не существует генетически одинаковых людей. Однако, если взять ДНК белоруса и афроамериканца, то отличаться друг от друга они будут всего на полтора процента. Именно эта, на первый взгляд, незначительная разница и позволяет экспертам устанавливать личности преступников.
В Беларуси практически по каждому уголовному делу, в котором есть или предполагаются биологические следы, экспертизу проводят генетики. Витебская область — один из первых регионов в стране, где стали заниматься такими исследованиями. Почти четверть века наука стоит на службе у правоохранительных органов и помогает разобраться в самых хитросплетенных криминальных историях.
Заглянем в прошлое
− В 1953 году произошло знаменательное событие: Джеймс Уотсон и Френсис Крик открыли структуру ДНК. Эта работа была отмечена Нобелевской премией и сделала революцию не только в биологии, но и в смежных с ней областях, − проводит краткий экскурс в историю своей профессии заместитель начальника управления лабораторных исследований вещественных доказательств биологического характера управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области государственный медицинский судебный эксперт-биолог Анастасия Забабуха. − Спустя тридцать лет ученые выяснили, что ДНК конкретного человека уникальна и разработали метод, который совершил прорыв в криминалистике, − полимеразную цепную реакцию. Звучит довольно сложно, но не для поклонников ток-шоу вроде «Пусть говорят», сегодня практически ни один выпуск не обходится без экспертизы родства между героями.

В лабораторию, где исследуется ДНК, посторонним вход воспрещен. Вокруг пробирки, колбы и оборудование со сложными названиями − все это необходимо для проведения исследований, достоверность которых близка к 100%. Эксперты говорят, что уйти с места преступления, не оставив биологических следов, практически невозможно.


В арсенале судебных экспертов − так называемый «экспертный» свет, роботизированная система для выделения ДНК и аппарат для установления ее количества и качества. Это позволяет не только ускорить процесс исследования, но и исключить бесперспективные объекты.

Не менее двух десятков ударов руками, ногами, металлической тяпкой и обухом топора. Чтобы скрыть улики, обвиняемые буквально до блеска очистили дом, вывезли труп на тачке и закопали его в лесу. Убийство 65-летнего мужчины в поселке Высокое Оршанского района было раскрыто по нескольким следам крови, которые не превышали миллиметра и остались на стене в жилом помещении, где произошла жестокая расправа. Благодаря мизерной находке удалось найти душегубов.

Тру-крайм: точка над «i» в загадочном убийстве пятилетней давности
Нередко генетическая экспертиза − единственный способ докопаться до истины. Среди важнейших направлений работы Анастасии и ее коллег − громкие дела, по которым в свое время следствие зашло в тупик. Одно из таких − убийство в Новополоцке − раскрыли в прошлом году. Расследование началось в январе 2019-го, когда у входа в подвал одной из многоэтажек был обнаружен труп неизвестного мужчины с множественными телесными повреждениями. Работа по поиску преступника не прекращалась. И только спустя пять лет подозреваемого задержали. В его квартире, где полным ходом шел ремонт, под остатками старого линолеума обнаружили затеки крови. Исследования подтвердили: биоматериал принадлежит зверски изувеченному 42-летнему погибшему. Позже выяснилось, это исход случайного знакомства и алкогольной вечеринки, а основным орудием преступления стал осколок фарфоровой тарелки.
− Работать со старыми вещественными доказательствами достаточно сложно. Разрушается сама ДНК, время не щадит и материалы, на которых она находится. Однако чувствительность реагентов и точность анализов повысились. Новые методы позволяют изобличать преступников по делам, что казались безнадежными, − акцентирует эксперт. − В таких случаях помогает и база генотипоскопического учета, куда постепенно вносится информация о ДНК осужденных, подозреваемых в совершении преступлений, неопознанных трупов, родственников без вести пропавших.

Помощь экспертов-генетиков доступна и обычным гражданам. Ежегодно специалистами управления проводится свыше 3 тыс. исследований, из которых около 200 − с целью установления родства. И за каждой своя непростая история, достойная экранизации. Ни один сценарист не придумает более закрученного сюжета, нежели сама жизнь, убеждена Анастасия. Чаще всего семейные драмы связаны с нежеланием мужчины выплачивать алименты.

Провести экспертизу на родство можно не только по решению суда, но и на договорной основе, в том числе на условиях анонимности. Для максимально точных результатов судебные эксперты принимают к исследованию только мазок из полости рта. Отбор биоматериала проводится во всех межрайонных отделах, после чего образцы поступают в областное управление. Заключение заинтересованная сторона получает в срок не позднее 30 календарных дней.
Источник информации: “Витебские вести”