Умница и красавица – так в двух словах характеризуют коллеги Екатерину Ткачёву, которая четыре года работает государственным судебным экспертом Государственного комитета судебных экспертиз. Первые три года Екатерина Викторовна отработала «на земле» что называется «боевым» экспертом в Могилевском межрайонном отделе ГКСЭ – выезжала в составе следственно-оперативной группы на осмотры мест происшествий, проводила судебные экспертизы. Последний год Екатерина работает в управлении криминалистических экспертиз и учетов управления ГКСЭ по Могилевской области. Как девушке удалось завоевать уважение коллег, чему Екатерину научила ее непростая работа. Узнаем у девушки с серьезной профессией из первых уст.
…Кем только не мечтала стать Екатерина! Нет, не балериной, не фотомоделью и даже не актрисой. С детства она тяготела к науке. Историк, египтолог, культуролог, психолог… и это далеко не весь список. «В 9-м классе я поняла, что безумно хочу работать в правоохранительных органах, быть борцом за справедливость. И целенаправленно готовилась поступать в колледж МВД. Но в год моего поступления девушек, к сожалению, не набирали. Мне предложили поступать в Академию МВД на следственно-экспертный факультет, но я выбрала юрфак Могилевского государственного университета имени А.А.Кулешова, – рассказывает свой путь в профессию Екатерина. – Но на 4 курсе вуза, после участия в юридической олимпиаде в Гродно, где я впервые пообщалась с сотрудниками ГКСЭ, мне очень захотелось заниматься экспертной деятельностью. Эксперты вызвали у меня восхищение: военная выправка, образованность и грамотность, все их решения и заявления были обоснованными и взвешенными. Также меня привлекло, что работа эксперта сочетает в себе не только научную деятельность, но и возможность помогать людям».

Окончательное решение о выборе профессии Екатерина приняла после прохождения практики в Могилевском межрайонном отделе Государственного комитета судебных экспертиз. Через полтора года этот отдел стал ее первым местом работы.
«Помню свое «боевое крещение», – делится Екатерина: – в торговом центре вскрыли 21 торговый роллет, и я в качестве специалиста принимала участие в осмотре места происшествия. Осмотр длился с 9 часов утра до 4 часов утра следующего дня. Шаг за шагом, роллет за роллетом я искала и изымала объекты и следы: орудий взлома, следов рук и т.д. Это была масштабная работа, требовавшая постоянного напряжения, поскольку ничего нельзя упустить».
«Следы рук, – продолжает эксперт, – это один из самых информативных и быстрых способов установить лицо, которое может быть причастно к совершению преступления либо находилось на месте происшествия. Поэтому к следам рук относишься с особой осторожностью и аккуратностью, затаив дыхание, пересчитываешь каждую папиллярную линию».
Выезжая на место происшествия по факту хулиганства, Екатерина почти не надеялась на изъятие следов рук. Ноябрь, холод, сырость, плохая видимость в ночи – по словам эксперта, потожировое вещество рук в такую погоду плохо переходит на следовоспринимающий объект. Тем не менее, специалист должен предпринять все меры для обнаружения и выявления следов. И Екатерина Ткачёва начала поиск следов рук на поверхности поврежденного автомобиля. На зеркале заднего вида стали проявляться чьи-то «пальчики».
«Я изъяла два следа и при проверке их по автоматизированной дактилоскопической идентификационной системе в управлении ГКСЭ по Могилевской области удалось установить личность человека. Именно он и оказался злоумышленником, который повредил автомобиль. В такие моменты очень приятно – понимаешь, что работа проделана не зря, и ты помог восторжествовать справедливости», – улыбается государственный судебный эксперт.
На сегодняшний день Екатерина Ткачева имеет допуски на право самостоятельного проведения уже четырех видов экспертиз.
«Недавно на исследование поступил денежный билет номиналом 1000 рублей Нацбанка Российской Федерации, – вспоминает пример из практики эксперт. – Сотрудник банка сообщил, что клиентка обратилась для обмена большой денежной суммы в российских рублях, однако один денежный билет у сотрудника вызвала сомнения в подлинности. Его изъяли и назначили судебную техническую экспертизу документов. Однако по результатам проведенного исследования денежного билета в рамках экспертизы я пришла к выводу, что он изготовлен предприятием, осуществляющим выпуск продукции данного вида. Следовательно, сотрудник банка ошибся. Клиентке повезло: ей вернули не только исследуемый денежный билет, но и всю сумму, подлежащую обмену».
Работа эксперта очень интересная, но не менее сложная и ответственная, признается собеседница: «Домой приходишь – мысленно все равно в работе, она не «отпускает». Потому что за каждой экспертизой стоит жизнь человека. Думаю, что так и все мои коллеги. Потому что в судебной экспертизе работают только те люди, которые «горят» ей».

Екатерина считает, что работа криминалистом закалила ее, помогла приобрести иммунитет к стрессовым ситуациям, научила контролировать себя и свои эмоции. К тому же, увидев жизнь в самых разных ее проявлениях, девушка начала по-настоящему ценить жизнь и здоровье, и то, что имеешь. Екатерина ни один раз видела, как погоня за наживой (которая выражается в кражах, каких-то махинациях) лишает человека всего: и денег, и семьи, и дома, и простого человеческого тепла.
«Работа в области криминалистики меняет взгляд на многие вещи, – подытожила разговор государственный судебный эксперт Екатерина Ткачёва. – Простой пример: идешь зимой по улице, подморозило, смотришь – красивый след на снегу и думаешь: «Такой бы изъять!..»
Ирина Рачковская, представитель УГКСЭ по Могилевской области.