Найти человека, укравшего в торговом центре кошелек или снявшего в банкомате с чужой карточки деньги, не составляет большого труда для криминалистов. А как они это делают, нам рассказал начальник Могилевского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь подполковник юстиции Александр Акулов.
Прорыв в криминалистике
— Внешность человека при опознании и уголовной регистрации преступников использовалась еще десятки лет назад. И постепенно на смену фотороботам, толстым папкам с фотографиями преступников и архивами видеокассет пришли сложные программы.
В 2013 году мы внедрили в практическую деятельность новейшую белорусско-российскую разработку — автоматизированную систему портретной идентификации «Портрет 2005». Она представляет собой автоматизированную биометрическую идентификационную систему, построенную на технологии распознавания человека по графическому изображению лица. Это настоящий прорыв для криминалистики! Необходимости днями перебирать огромные архивы с фотоснимками, показывать потерпевшему десятки видео или развешивать фотороботы по городу теперь нет. Можно найти в базе схожий с преступником типаж лица и за секунды сопоставить его с уже имеющимся архивом.
— Александр Николаевич, объясните, как работает эта программа?
— В автоматическом режиме она ищет человека по любому графическому изображению: фотороботу, фотографии, видеоролику или скриншоту видеокамеры. Более того, она способна работать с материалами крайне низкого качества.
Вот конкретный пример. В конце сентября у могилевчанки в торговом центре «Престон» украли кошелек. Лицо подозреваемой, женщины лет пятидесяти, запечатлела камера видеонаблюдения. Скриншот загрузили в программу, расставили по изображению лица 18 антропометрических точек (расположение зрачков, носа, губ и т.д.) и начали комплексный поиск. Программа сверяет эти пропорции с базой и показывает все похожие лица, присваивая каждой фотографии коэффициент совпадения.
В этом случае программа выдала шесть похожих женских лиц, но лишь с 56-летней ранее судимой местной жительницей было установлено 88-процентное совпадение. Подозреваемую задержали.
Системе не важно, повернул ли человек голову на 15 градусов, надел солнечные очки с кепкой или приклеил бороду с усами. Даже гримаса и пластика лица не станут помехой для идентификации правонарушителя, пытающегося скрыть или замаскировать внешность.
820 установленных преступников
— А чьи данные хранятся в этой программе?
— В первую очередь тех, кто представляет интерес для правоохранительных органов, — подозреваемых в преступлении, обвиняемых, пропавших без вести. Также людей без определенного места жительства и страдающих психическими заболеваниями. Категория лиц очень велика. Только в базе Могилевского межрайонного отдела хранятся данные почти 34 тысяч человек.
— Но если фотографии преступника у милиции нет и «восстанавливать» внешность приходится с чьих-то слов, программа справится?
— Как-то милиция разыскивала подозреваемого в мошенничестве, который обманом присвоил деньги могилевчанина и скрылся. Показания потерпевшего, свидетелей и очевидцев совпадали в том, что преступник был похож на представителя диаспоры цыган. В результате сверки было установлено совпадение разыскиваемого лица по критериям отбора «похож на цыгана». Им оказался житель Могилева, находившийся в розыске за ряд совершенных преступлений.
Благодаря программе за три года в области были установлены личности более 820 преступников, в том числе и по описанию потерпевших и очевидцев. Мы составляем субъективный портрет со слов очевидца и загружаем в базу, расставив антропометрию. У программы много режимов, и задавать поиск можно по росту человека, телосложению, наличию татуировок и особых примет — всему тому, что запомнил свидетель.
Летом 2015 года АСПИ «Портрет 2005» помогла установить личность мужчины, который попал в больницу в тяжелом состоянии. Его нашли на улице лежащим без сознания. Естественно, пациент не мог ничего о себе рассказать. Документов, удостоверяющих личность, при нем не оказалось. Эксперт в первую очередь дактилоскопировал его и сверил отпечатки пальцев рук с теми, что находятся в дактилоскопической базе. Но результата не было. Тогда он сфотографировал его по правилам опознавательной фотосъемки (лицо в профиль, правый и левый полупрофиль и анфас — прим.), загрузил изображение в программу и расстановил антропометрию. Сверив пропорции с базой, программа выдала данные мужчины. Им оказался 40-летний могилевчанин.
Особая примета
— Как быть в тех случаях, когда качество видеоизображения с места преступления оставляет желать лучшего? Значит ли это, что толку от этой записи никакого?
— Конечно, если бы граждане и юридические лица устанавливали и использовали камеры видеонаблюдения и регистраторы хорошего качества и высокого разрешения, это позволило бы использовать данную систему с большей эффективностью. Это вовсе не значит, что преступление останется нераскрытым, просто понадобится больше времени.
У могилевчанина с пластиковой карточки похитили немалую сумму денег. Эксперту для работы была предоставлена запись с видеокамеры, установленной в банкомате, где злоумышленник снял наличность. Он изучил представленное изображение и понял, что работа предстоит нелегкая из-за низкого качества изображения съемки.
Помог опыт и профессионализм эксперта. Он внимательно изучал изображения лица, применял разные компьютерные программы для улучшения качества изображения и нашел зацепку. На лице подозреваемого, около носа, было небольшое точечное пятно, напоминающее родинку. Но определить, являлось ли данное пятно родинкой либо дефектом качества изображения, оказалось тяжело. Тогда эксперт стал искать по-другому, по особой примете. Система выдала небольшой список людей, у которых имелась родинка на том же месте, как у нашего злоумышленника.
После этого сопоставить разыскиваемого с изображением в базе уже не представляло большого труда. Преступник был установлен.
Справится за полчаса
— Вы имеете 15-летний практический опыт. Насколько проще стало теперь искать преступников?
— В 2001 году, когда я пришел на службу, подозреваемых и обвиняемых в преступлении ставили на «видеоучет». База эта формировалась из записей на видеокассетах. К нам приходил потерпевший или свидетель и начинал просмотр. Часто он не мог сказать точно, этот ли это человек — вроде похож, а вроде и нет. Тогда приходилось доставать из архива видеокассеты и демонстрировать более подробные записи. И потерпевший мог смотреть их три часа и больше. Сегодня, чтобы установить человека, времени надо немного. Программа АСПИ «Портрет 2005» справляется с этим за 20—30 минут.
— Скажите, а программа может определить по двум разным фотографиям, один человек на них изображен или нет?
— В отличие от папиллярных узоров на пальцах рук, которые не меняются на протяжении всей жизни, антропометрические точки, хоть и строго локализованы на теле, подвержены изменениям. Если брать фотографии человека в тридцатилетнем возрасте и в шестилетнем, программа не скажет, что это один и тот же человек. Но если в 20-летнем и 50-летнем — обязательно найдет совпадения.
Источник информации: http://mogpravda.by/ru/issues?art_id=4597